Top.Mail.Ru

Театральная педагогика в школе: для чего нужна и как применять

В июне 2023 года в МГПУ прошел круглый стол «Школьные театры: вызовы времени и новые формы», организатором которого выступила Лаборатория социокультурных образовательных практик НИИ урбанистики и глобального образования. Круглый стол был посвящен результатам исследований форм школьных театров, а также применению театральной педагогики в образовательном процессе.

Участие в круглом столе приняли:

  • Евгений Ямбург, заслуженный учитель РФ, член-корреспондент РАО, академик РАО, директор ГБОУ «Школа № 109»;
  • Сергей Казарновский, заслуженный учитель России, директор центра образования № 686 «Класс-Центр», победитель первого конкурса «Лидер образования России»;
  • Сергей Розов, старший методист, режиссер ТЮМа ГБПОУ «Воробьевы горы»;
  • Лора Макмак, педагог-организатор ГБОУ «Школа № 1241 «На Красной Пресне»;
  • Ольга Макаренко, почетный работник сферы образования РФ, педагог дополнительного образования ГБОУ «Школа № 293 им. А. Т. Твардовского»;
  • Александра Никитина, ведущий научный сотрудник лаборатории социокультурных образовательных практик НИИ УГО МГПУ, театровед, театральный педагог, руководитель клубных программ Театр РОСТА в Царицыно;
  • Татьяна Климова, старший преподаватель Дирекции образовательных программ МГПУ и ГИТИСа, младший научный сотрудник Центра социокультурных проблем современного образования ПИ РАО.

Вела мероприятие Екатерина Асонова, заведующая лабораторией социокультурных образовательных практик НИИ УГО МГПУ. «Мы поговорим о вызовах, которые есть у этого серьезного направления развития школьного образования, и на примерах практиков расскажем, какие модели школьного театра сейчас существуют, могли бы продуктивно развиваться», — начала разговор Екатерина Андреевна.

Татьяна Климова, рассказала о подходе, который используют эксперты лаборатории и их единомышленники:

«Что такое личность? Эта категория не поддается количественному подсчету и точному определению. Но ведь театр — то пространство, где на сценической площадке незримое становится зримым. И это подсказка — как и благодаря чему мы можем способствовать развитию личности наших учеников. Условие становления, развития личности — это событие. Урок как событие. Школьные праздники, встречи.

Другими словами, совместное действо — специально организованное, значимое для каждого участника, отличающееся особой включенностью, сопричастностью. Школьные театры мы рассматриваем в концепции этой событийности. На основании исследований, которые мы проводили в предыдущие годы, серии интервью, которые мы брали у фокус-групп, выделилось три модели школьного театра. В реальной студийной работе присутствуют все три, использование зависит от набора детей и задач учреждения».

Три модели школьного театра

Так, по словам Татьяны Климовой, в три модели школьного театра входят «Братство», «Образ и метафора» и «Исследовательская лаборатория». «Братство» — это особая событийная общность, когда ребенок личностно включен в процесс, а сам процесс, например, репетиции спектакля, концерта, более значимы, чем продукт. Это модель сопричастности, ощущение «мы команда, мы братство».

Вторая модель — «Образ и метафора». «Один из дефицитов — работа с художественными образами, метафорами, с воображением, с практиками публичного воображения — фантазирования. Школа преимущественно направлена на интеллектуальное развитие. Но высшие формы интеллектуального развития не работают без воображения». Тему продолжает педагог-организатор школы № 1241 «На Красной Пресне» Лора Макмак: «Учитель любого предмета использует на уроке фотоэтюды, где даны необычные образы: например, человек тащит на цепи огромный ключ (или он кажется огромным, потому что человек далеко). А для театральных этюдов даже сцена не нужна — „работают“ разноцветные перчатки, с их помощью дети демонстрируют свое понимание и стихотворения Пушкина „Я вас любил“, и принципа работы гидравлического пресса. Урок? Урок! Театралка? Да и нет. Театр для себя», — пояснила Татьяна Анатольевна.

В свою очередь, третью модель Татьяна Климова представила так: «То, чем занимается современное искусство и современный театр, — это во многом исследование художественными методами. Это обнаружение противоречий в повседневности, которые находят разрешение в публичном пространстве. Лаборатория — особый тип практики, где есть большой подготовительный период, когда происходит исследовательская работа».

О вызовах и их возможных решениях

По мнению экспертов, вызовов немало, начиная с того, что школьный театр требует финансирования, чтобы делать действительно качественные спектакли с полноценным светом, звуком, костюмами и т. д.

Следующий вызов — часто не самое лестное отношение к театральным педагогам, руководителям школьных театров в общеобразовательных учреждениях и к самому театру (отношение как к чему-то лишь развлекательному). По мнению участников круглого стола, изменить это можно путем превращения администрации и коллег в единомышленников.

Еще один из вызовов связан с тем, что уроки и дополнительное образование сейчас — отдельные епархии. Разрешить эту ситуацию можно разными способами, к примеру, включением спектакля в часть проектной деятельности. Еще один подход предложил Сергей Розов: по его словам, деятельность школьных театров должна отражаться в рейтинге школ, это поднимет статус театров. «На сегодняшний день в любой школе есть возможность сделать школьный театр центром проектно-креативно-воспитательной работы. Он должен работать на всю школу», — заключил Сергей Розов.

С ним согласилась Екатерина Асонова. Она добавила: «Кроме режиссера, необходим модератор, который поможет сделать спектакль событием для всей школы. Хорошо, чтобы таким инструментом владел каждый педагог: например, сыграли „Колобка“, что-то вместе прожили, а теперь можем это обсудить».

А вот что сказал о внедрении театральной педагогики в образовательный процесс Сергей Казарновский:

«Есть опасность: когда что-то становится обязательной частью жизни, оно может погибнуть. С другой стороны, я понимаю, что пока это не станет частью образовательного процесса, учебного плана, работать не будет. Продукт деятельности школьных театров — не всегда спектакль, я вообще не сторонник того, чтобы всегда выходили спектакли. Это могут быть класс-концерты, например, то есть смысловые вещи, построенные по законам театра.

Подготовка кадров важна. Режиссер — это профессия. Нет ничего сложнее, чем объединить людей, которые занимаются искусством, в частности, театром, и людей, которые занимаются преподаванием общеобразовательных предметов. Это разные жанры, разные способы проведения занятий, разная результативность. Театр показывает продукт каждый год в каждом классе, а продукт в общеобразовательной школе не очень виден. Важная вещь — как сделать так, чтобы дополнительное образование стало недополнительным. Театр, который оказался в школе, может стать потрясающим „провокатором“ какого-то другого образования».

Подробный материал об этом вышел на сайте «Учительской газеты», а видеозапись мероприятия доступна по ссылке.

Фото: Freepik


Персоны



В МГПУ завершилась одиннадцатая Школа КВН


21 ноября 2024 г.


По итогам трехдневного обучения от опытных игроков более 30 студентов стали частью сообщества КВН МГПУ

«В сотрудничестве сила»: Анна Данилина о «Школе в ФОКУСе»


21 ноября 2024 г.


Эксперт МГПУ рассказала об итогах сессии методического объединения, прошедшей на конференции «Школа в ФОКУСе. Фокусы для школы»