На майской встрече научно-студенческого кружка «Этимологические раскопки» участники начали, а на июньской — продолжили тему «Имена собственные».
В мае мы говорили о категории имени собственного вообще, о философии имени, о структуре ономастики и разобрали классификацию имен собственных по типу называемого объекта (антропонимы, топонимы, ойконимы, катойконимы, этнонимы, микротопонимы, дримонимы, дромонимы, хоронимы, космонимы и астронимы, фитонимы, гидронимы, оронимы, демонимы, хрематонимы, названия транспортных средств, эргонимы, хрононимы, эортонимы, названия мероприятий и войн, документонимы, названия стихийный бедствий, фалеронимы) и тонкие грани, отделяющие имена собственные от номенов и терминов, сортовых и фирменных названий, переходных к нарицательным именам.
Дальше поговорили о том, как менялись в России личные имена, о древних славянских и княжеских именах (Мстислав, Гостомысл), о двуименности (крестильном и мирском именах, вроде Мясоед, Третьяк, Некрас, Ждан, Любим, Волк, Огурец), ее динамике, о предпочтениях в именах в 19 и 20 веках и о новых советских именах (Ким, Гранит, Новелла). В июне мы продолжили эту тему, рассмотрев появление фамилий, отчеств и прозвищ, отдельное внимание уделили семинарским фамилиям (Велосипедов, Гиляровский, Гумилев), а также процессам онимизации и деонимизации (король, кролик, одеколон). Ну и, среди прочего, затронули такие необычные лингвистические и семиотические явления как иконичность, эквивокация, аугментатив, метатеза и контаминация.
На Религиозно-философском кружке в мае темой стала религиозная основа восточно- и западноевропейской цивилизаций: мы погрузились в историю Западной и Восточной Римской империй, в расхождение путей Православия и Католичества, появление Григорианской и Коптской Церквей. Среди тезауруса этой встречи были: филиокве, пассионарность (по Л. Гумилеву), апокрифы, плинфа, базилика и многое другое. В июне мы вернулись к основным понятиям религиоведения, осмыслили определение религии С.Н. Трубецкого, понятия веры, догмата, поговорили о семантике древнеегипетских имен Бога (Нечер, Ра, Итон, Хепри, Гор, Ахти, Атум), Как всегда, наше внимание привлекала запечатленность религиозных и философских идей в различных произведений искусства и культуры.
В кружке участвовали студенты и преподаватели ИИЯ разных направлений, ИГН, ВШЭ, ФГБОУ колледжа РГСУ, Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова.
Фотографии предоставлены Алпатовым Владиславом Викторовичем