Родителям и педагогам в нашей стране необходимо больше доступной информации о том, что такое дислексия. Неосведомленность об особых образовательных потребностях детей с дислексией приводит к тому, что им ставят бесконечные двойки по русскому языку, тем самым не решая проблему, а загоняя детей в угол. Доцент Московского городского педагогического университета Ольга Величенкова рассказала порталу «Образование в России» о новой программе повышения квалификации «Психолого-педагогическая поддержка детей с трудностями в обучении» для специалистов (педагогов, психологов, дефектологов), которые консультируют родителей, и так или иначе сталкиваются с проблемами дисграфии и дислексии.
Сейчас в России широко распространена практика консультирования семей не только в государственных центрах помощи, но и общественных организациях, частных центрах. Не всегда специалисты психолого-педагогического сопровождения обладают достаточными знаниями относительно специфических проблем в обучении. В Ассоциации родителей детей с дислексией опыт онлайн-консультирования огромный. В экспертный совет Ассоциации входят ведущие ученые в области коррекционной педагогики.
По заказу родительской Ассоциации дислексии, преподаватели кафедры логопедии Московского городского педагогического университета (МГПУ) совместно с Институтом коррекционной педагогики разработали программу «Психолого-педагогическая поддержка детей с трудностями в обучении», которая полезна как специалистам — психологам, логопедам, дефектологам, так и учителям, а также родителям, которые нередко сталкиваются с речевыми проблемами у детей, но не понимают, как их решать.
Курс прошел в онлайн-формате, и был бесплатным для слушателей. Первыми участниками стали 200 специалистов (логопеды, психологи, дефектологи, социальные педагоги) из 45 регионов страны: от Ненецкого автономного округа до Калининграда. Программа получила высокую оценку — слушатели отметили ее высокую практическую ценность.
Цель программы — показать новые возможности и подходы к оказанию помощи. Важный блок посвящен нейропсихологии, отметила один из авторов программы «Психолого-педагогическая поддержка детей с трудностями в обучении», доцент Института специального образования и психологии МГПУ, кандидат педагогических наук Ольга Величенкова. В регионах такое образование получить довольно трудно. Нейропсихологов готовит небольшое количество вузов, а понимание сути нейропсихологической диагностики и коррекции очень важно для тех, кто консультирует родителей.
Каковы же основные сложности и подводные камни, с которыми сталкиваются специалисты, педагоги и родители, когда перед ними возникает «призрак дислексии»?
Начать стоит с того, что при поступлении в первый класс, во время диспансеризации не требуется посещение логопеда. То есть логопедический скрининг проводится исключительно по желанию родителей. А они могут быть не в курсе, что их ребенку такое исследование необходимо. Очевидной проблема может стать к концу первого класса, и тогда родителей детей с трудностями в обучении отправляют на ПМПК — психолого-медико-педагогическую комиссию. Ее заключение дает возможность получать бесплатную логопедическую помощь в течение длительного времени. Но для многих родителей направление на ПМПК — это непреодолимый барьер. Они боятся «страшного» диагноза и пытаются замолчать проблему, сделать вид, что ее не существует. Их сын или дочь ничем не отличается от остальных, ну и что, что плохо учится, вырастет — поумнеет… А в итоге ребенок не достигает тех успехов, которых мог бы достичь при правильной поддержке.
Необходимо вывести эту проблему из зоны стигматизации. Научить родителей, что «поймать» дислексию вовремя — значит преодолеть ее гораздо проще и быстрее, дать своему ребенку возможность получать новые знания, стать успешным. Ну, а для начала — перед поступлением в первый класс в обязательном порядке всем посещать логопеда.
Если говорить о педагогах, то и они могут не разглядеть дисграфию и дислексию. Ведь для того чтобы понимать, что у ребенка есть трудности в обучении, недостаточно видеть, какое количество ошибок он допускает при письме. Да и ошибки бывают разные. Пугаться каждой помарки тоже не стоит. Учителям надо знать, на что обращать внимание. Скажем, ребенок пропускает буквы, смешивает их в таких ситуациях, когда, казалось бы, ошибиться в принципе невозможно. Вместо «шапка» пишет «сапка». Такие ошибки связаны не с незнанием правил, а с тем, что ребенок не может передать звуковой состав слова. Иногда непросто отличить дисграфические ошибки от орфографических, а ведь от этого зависит программа помощи. Ну, и, конечно, педагоги должны очень четко представлять себе маршрут помощи таким школьникам и их семьям.
Не всем учителям хватает компетенций для того, чтобы отделить одно нарушение от другого, понять, в чем причина. Они не всегда знают, как маршрутизировать ребенка, к какому специалисту его направить. Да и с семьей работать непросто: родители часто находятся в оппозиции по отношению к школе, имеют негативный опыт. Программа повышения квалификации, разработанная преподавателями кафедры логопедии МГПУ по заказу родительской Ассоциации дислексии, как раз и призвана расширить компетенции учителей. Не только дать приемы, алгоритмы диагностики, которыми пользуются логопеды и нейропсихологи, но и создать возможность для взаимодействия участников образовательного процесса.