Top.Mail.Ru

Лень vs. дислексия: как распознать проблему с речью и решить ее

Родителям и педагогам в нашей стране необходимо больше доступной информации о том, что такое дислексия. Неосведомленность об особых образовательных потребностях детей с дислексией приводит к тому, что им ставят бесконечные двойки по русскому языку, тем самым не решая проблему, а загоняя детей в угол. Доцент Московского городского педагогического университета Ольга Величенкова рассказала порталу «Образование в России» о новой программе повышения квалификации «Психолого-педагогическая поддержка детей с трудностями в обучении» для специалистов (педагогов, психологов, дефектологов), которые консультируют родителей, и так или иначе сталкиваются с проблемами дисграфии и дислексии.

Сейчас в России широко распространена практика консультирования семей не только в государственных центрах помощи, но и общественных организациях, частных центрах. Не всегда специалисты психолого-педагогического сопровождения обладают достаточными знаниями относительно специфических проблем в обучении. В Ассоциации родителей детей с дислексией опыт онлайн-консультирования огромный. В экспертный совет Ассоциации входят ведущие ученые в области коррекционной педагогики.

По заказу родительской Ассоциации дислексии, преподаватели кафедры логопедии Московского городского педагогического университета (МГПУ) совместно с Институтом коррекционной педагогики разработали программу «Психолого-педагогическая поддержка детей с трудностями в обучении», которая полезна как специалистам — психологам, логопедам, дефектологам, так и учителям, а также родителям, которые нередко сталкиваются с речевыми проблемами у детей, но не понимают, как их решать.

Курс прошел в онлайн-формате, и был бесплатным для слушателей. Первыми участниками стали 200 специалистов (логопеды, психологи, дефектологи, социальные педагоги) из 45 регионов страны: от Ненецкого автономного округа до Калининграда. Программа получила высокую оценку — слушатели отметили ее высокую практическую ценность.

Цель программы — показать новые возможности и подходы к оказанию помощи. Важный блок посвящен нейропсихологии, отметила один из авторов программы «Психолого-педагогическая поддержка детей с трудностями в обучении», доцент Института специального образования и психологии МГПУ, кандидат педагогических наук Ольга Величенкова. В регионах такое образование получить довольно трудно. Нейропсихологов готовит небольшое количество вузов, а понимание сути нейропсихологической диагностики и коррекции очень важно для тех, кто консультирует родителей.

Каковы же основные сложности и подводные камни, с которыми сталкиваются специалисты, педагоги и родители, когда перед ними возникает «призрак дислексии»?

Начать стоит с того, что при поступлении в первый класс, во время диспансеризации не требуется посещение логопеда. То есть логопедический скрининг проводится исключительно по желанию родителей. А они могут быть не в курсе, что их ребенку такое исследование необходимо. Очевидной проблема может стать к концу первого класса, и тогда родителей детей с трудностями в обучении отправляют на ПМПК — психолого-медико-педагогическую комиссию. Ее заключение дает возможность получать бесплатную логопедическую помощь в течение длительного времени. Но для многих родителей направление на ПМПК — это непреодолимый барьер. Они боятся «страшного» диагноза и пытаются замолчать проблему, сделать вид, что ее не существует. Их сын или дочь ничем не отличается от остальных, ну и что, что плохо учится, вырастет — поумнеет… А в итоге ребенок не достигает тех успехов, которых мог бы достичь при правильной поддержке.

Необходимо вывести эту проблему из зоны стигматизации. Научить родителей, что «поймать» дислексию вовремя — значит преодолеть ее гораздо проще и быстрее, дать своему ребенку возможность получать новые знания, стать успешным. Ну, а для начала — перед поступлением в первый класс в обязательном порядке всем посещать логопеда.

Если говорить о педагогах, то и они могут не разглядеть дисграфию и дислексию. Ведь для того чтобы понимать, что у ребенка есть трудности в обучении, недостаточно видеть, какое количество ошибок он допускает при письме. Да и ошибки бывают разные. Пугаться каждой помарки тоже не стоит. Учителям надо знать, на что обращать внимание. Скажем, ребенок пропускает буквы, смешивает их в таких ситуациях, когда, казалось бы, ошибиться в принципе невозможно. Вместо «шапка» пишет «сапка». Такие ошибки связаны не с незнанием правил, а с тем, что ребенок не может передать звуковой состав слова. Иногда непросто отличить дисграфические ошибки от орфографических, а ведь от этого зависит программа помощи. Ну, и, конечно, педагоги должны очень четко представлять себе маршрут помощи таким школьникам и их семьям.

Не всем учителям хватает компетенций для того, чтобы отделить одно нарушение от другого, понять, в чем причина. Они не всегда знают, как маршрутизировать ребенка, к какому специалисту его направить. Да и с семьей работать непросто: родители часто находятся в оппозиции по отношению к школе, имеют негативный опыт. Программа повышения квалификации, разработанная преподавателями кафедры логопедии МГПУ по заказу родительской Ассоциации дислексии, как раз и призвана расширить компетенции учителей. Не только дать приемы, алгоритмы диагностики, которыми пользуются логопеды и нейропсихологи, но и создать возможность для взаимодействия участников образовательного процесса.


Персоны



Ольга Грибкова стала победителем конкурса «Золотые Имена Высшей Школы»


22 ноября 2024 г.


Художественный руководитель студенческого концертного хора «Контраст» Ольга Грибкова стала победителем номинации «За преданность профессии и продолжение традиций российской высшей школы»

Круглый стол «Перевод и переводчик: современные реалии и перспективы»


21 ноября 2024 г.


12 ноября на кафедре китайского языка состоялся круглый стол «Перевод и переводчик: современные реалии и перспективы»