Вот уже шестой раз в МГПУ прошел Ежегодный международный симпозиум «Образование и город», который был посвящен теме «Ресурсы взаимного развития». В этом году организаторы определили следующие направления обсуждений:
- Университет как площадка диалога;
- Образовательная среда города;
- Профессиональное развитие, городской контекст.
3 насыщенных дня, более 20 событий, в числе которых были круглые столы и секции, мастер-классы и дискуссии, мини-симпозиумы и пленарные сессии. Как оценить результаты такого масштабного мероприятия: количеством участников? их отзывами? разнообразием форматов? длиной списка тем, которые успели обсудить спикеры? Возможно, но есть и еще два критерия, которые нельзя не учесть: это длительность последующей рефлексии и количество инсайтов, подаренных симпозиумом его участникам.
Традиционно открылось мероприятие приветственными словами ректора МГПУ Игоря Реморенко, директора НИИ урбанистики и глобального образования МГПУ Светланы Вачковой и начальника управления международного сотрудничества МГПУ Дарьи Миляевой. Игорь Михайлович также выступил с сообщением, в котором обозначил возможные векторы обсуждений в рамках программы предстоящих мероприятий. Запись открытия симпозиума доступна по ссылке.
Затем стартовало первое пленарное заседание. Ирина Быкадорова, генеральный директор Фонда «Университет детства», рассказала, как сообщества практики могут удовлетворять потребность педагогов в постоянном обновлении знаний и пригласила слушателей присоединиться к одному из таких сообществ. Елена Петряева, директор центра аналитических исследований и моделирования в образовании НИИ УГО МГПУ, выступила с докладом «Развитие альтернативного образования в крупных городах РФ: стратегии руководителей школ». Заключительными спикерами пленарного заседания стали Ирина Топчий и Екатерина Ожегова, которые рассказали о дидактических целях и условиях проведения проектного конкурса «Про100 двор». Посмотреть запись выступлений можно по ссылке.
Участники презентации портала PRIZMA познакомились с новым экспертным медиаресурсом Московского городского. Площадка позволит ученым университета представить результаты своей научной деятельности не только узкому академическому кругу, но и неограниченной аудитории, заинтересованной в новых знаниях. Запись доступна по ссылке.
Круглый стол «Репрезентация истории школы через призму артефактов учебной и исторической повседневности» позволил но-новому взглянуть на такие артефакты учебной деятельности, как плакаты, исторические надписи на стенах школы и различные предметы повседневного обихода, и понять, как при помощи них можно персонифицировать пространство. Запись секции доступна по ссылке, а более подробный рассказ о мероприятии опубликован здесь.
Другой круглый стол, посвященный обсуждению метода улучшения качества дошкольного образования «Исследование действием», открыл его участникам путь к индивидуализированному подходу в работе с дошкольной группой, взращиванию проектного подхода в работе педагогической команды. «Встреча прошла в интересном и живом обсуждении разных возможностей и о возникающих трудностях, об эффектах такого подхода. После таких обсуждений много размышлений и желания идти дальше», — поделилась впечатлением Наталья Белякова, старший воспитатель ГБОУ Школы № 1861 «Загорье», ставшая одним из спикеров круглого стола. Мероприятие собрало большое количество участников как в очном, так и онлайн-формате. Запись круглого стола доступна по ссылке.
Активное участие в симпозиуме принял Благотворительный фонд «Вклад в будущее», эксперты которого участвовали в двух мероприятиях.
- На секции «Развитие личностного потенциала в образовании: проектирование, диагностика, анализ» эксперты Программы по развитию личностного потенциала вместе с сотрудниками Лаборатории развития личностного потенциала в образовании НИИ урбанистики и глобального образования МГПУ подвели итоги проведенной работы в рамках Программы и наметили планы на будущее. Запись секции доступна по ссылке.
- На дискуссионной площадке «Среднее профессиональное педагогическое образование: перспективы подготовки и развития педагога в педагогическом колледже» спикеры дополнили актуальную проблематику вопросами о возможности развития личностного потенциала студентов в процессе их профессионального образования и о новых формах сопровождения обучающихся и преподавателей. Запись обсуждения можно посмотреть здесь.
Узнать подробнее о том, как проходили мероприятия с участием экспертов Благотворительного фонда «Вклад в будущее», можно по ссылке.
При участии коллег из Казахстана состоялся круглый стол «Роль университета в развитии зеленой экономики города», который стал платформой для обмена опытом, идей и стратегий, направленных на интеграцию устойчивого развития в академическую среду. Спикеры выразили надежду на продолжение сотрудничества и совместную работу над решением обозначенных задач. О подробных результатах круглого стола мы ранее рассказывали здесь. Видеозапись встречи доступна по ссылке.
Экотревожность как феномен городской жизни обсудили на одноименном круглом столе. Его спикеры познакомили слушателей с понятием экотревожности и рассказали, почему и у кого она развивается, а также как ей противостоять. На мероприятии были представлены результаты проведенных исследований, практической работы с людьми, подверженными экотревожности. Посмотреть видеозапись обсуждения можно по ссылке.
Участники круглого стола «Роль молодых взрослых в развитии городских районов» обсудили, что значит сегодня городской район для человека, и что значит человек для городского района. «Все сошлись во мнении, что нужно активнее взаимодействовать с соседями для того, чтобы иметь возможность решать текущие и глобальные вопросы своего двора и района. Договорились о том, что работа будет продолжена и далее через создание молодежных команд районов, которые будут проводить исследования и на их основе реализовывать соседские проекты», — рассказывают об итогах мероприятия сотрудники проекта «Добрые соседи», принявшие участие в обсуждении. Посмотреть видеозапись круглого стола можно по ссылке.
Сотрудники Факультета социальных наук НИУ ВШЭ продемонстрировали практические методы актуализации творческого потенциала, межкультурной компетенции и языковых способностей школьников на примере новой обучающей системы «Ключи к полилингвальному, межкультурному и творческому образованию». Участники одноименного мастер-класса смогли узнать, как более эффективно развивать мягкие навыки обучающихся: умение общаться, творчески подходить к решению задач, быть открытым и гибким в ситуациях неопределенности. Видеозапись мероприятия доступна по ссылке.
Также в рамках симпозиума была затронута и тема театральной педагогики, ставшая особенно актуальной после решения Минпросвещения о создании до 2024 года театра в каждой школе. На мини-симпозиуме «Сетевые практики в развитии школьного театра» обсудили широкий круг задач, стоящих перед школьной театральной педагогикой в современном мире: инклюзию, объединение разных типов культур, создание особого событийного образовательного пространства для личностного развития обучающихся, становление авторской позиции и социальной ответственности. С докладами выступили спикеры из России:
- Александра Никитина, ведущий научный сотрудник лаборатории социокультурных образовательных практик НИИ УГО МГПУ;
- Евгений Сазонов, художественный руководитель Театра Юношеского Творчества;
- Фатима Пагиева, заместитель председателя Союза театральных деятелей Республики Северная Осетия-Алания.
А также спикер из Перу — Лилиана Гальван Орэ, исполнительный вице-президент Международной ассоциации драмы, театра и образования (IDEA), национальный советник по художественному образованию и консультант Министерства образования. Видеозапись мини-симпозиума можно посмотреть по ссылке.
В заключительный день симпозиума состоялись мероприятия при участии студентов магистерских программ МГПУ. Так, студенты программы МГПУ «Проектирование и дизайн образовательной среды» рассказали о своих наработках в виде представления архитектурных и инфраструктурных элементов в рамках мастер-класса «Архитектурно-педагогический перфоманс». Посмотреть видеозапись мероприятия можно по ссылке.
Магистранты 2 курса программы «Педагог-исследователь городской среды» МГПУ представили проекты в сфере образовательной урбанистики, что позволило участникам вдохновиться их опытом и отправиться на собственные свершения. Видеозапись круглого стола «Образовательная урбанистика в практике работы педагога» доступна по ссылке.
Эти и другие события VI Ежегодного международного симпозиума «Образование и город: ресурсы взаимного развития» принесли его участникам свежие идеи, новые знакомства, которые определенно помогут в общей миссии — улучшении качества образования и жизни в мегаполисе. МГПУ благодарит коллег и партнеров, присоединившихся к мероприятию, и надеется на встречу в следующем году — на VII Ежегодном международном симпозиуме.
Фото- и видеоматериалы всех прошедших событий доступны на сайте симпозиума. Записи секций разбиты по дням для удобства пользователей.
Фото: Freepik.com