Завершилась работа двух заочных международных конкурсов, посвященных творчеству Михаила Шолохова. В конкурсах были заявлены 70 работ школьников и учителей России, Казахстана, и Кыргызстана.
- IX Международный конкурс школьных сочинений по произведениям М.А. Шолохова
- VII Международный конкурс методических работ по произведениям М.А. Шолохова
Ежегодно традиционные Шолоховский конкурс сочинений и Конкурс методических работ проводятся кафедрой русской литературы института гуманитарных наук Московского городского педагогического университета совместно с Государственным музеем-заповедником М.А. Шолохова и редакцией научно-просветительского журнала «Мир Шолохова». Его цель: привлечение учащихся общеобразовательных и средних специальных учебных заведений к творческому освоению художественных богатств русской литературной классики, произведений одного из наиболее выдающихся ее представителей — М.А. Шолохова.
О том, как проходили конкурсы рассказал профессор института гуманитарных наук Московского городского педагогического университета Сергей Васильев, автор конкурса и заместитель председателя жюри.
Сергей Васильев,
доктор филологических наук, профессор
На конкурс школьных сочинений было прислано 48 работ из России и Казахстана. Отрадно, что среди авторов сочинений были школьники из обеих столиц: Москвы и Санкт-Петербурга, — а также новых регионов России: Республики Крым и Луганской Народной Республики.
Впечатляет и остальная география. Заинтересовавшиеся творчеством М.А. Шолохова школьники проживают в самых разных регионах России — от западных и южных до самых восточных:
- Республике Башкортостан,
- Республике Марий Эл,
- Республике Татарстан,
- Республике Хакассии,
- Чувашской Республике;
- Амурской, Волгоградской, Московской, Нижегородской, Пермской, Ростовской, Саратовской, Тюменской, Ульяновской областях,
- Ханты-Мансийском автономном округе – Югре.
Наибольшую активность, что также не может не радовать, проявили земляки великого писателя, причем жители не только городов и станиц, но и поселков и хуторов: ребята из Ростова-на-Дону и Батайска, станиц Базковской, Вёшенской, Каргинской и Обливской, села Россошь, поселка Краснозоринский, хуторов Грачев, Калиновский и Поповка. В этом аспекте конкурс показал явно выраженную положительную динамику.
Большая часть сочинений (24) была оценена высоко, их авторы получат дипломы победителя. Остальные 20 — написаны слабее, на уровне сертификата.
Самой популярной из предложенных тем оказалась следующая: «Почему родные становятся чужими, а чужие — родными (по рассказам М.А. Шолохова „Бахчевник“ и „Чужая кровь“)?», возможно, вследствие ограниченного объема литературных произведений и наглядности, остроты, трагичности реализованного автором художественного конфликта. Интересные, содержательные работы были получены также и на другие темы: «»Их батальон посадили в вагоны в Париже и отправили на восток" (Образы и «деяния» фашистов в произведениях М.А. Шолохова о Великой Отечественной войне)"; «Какой мир открыл М.А. Шолохов во мне самом?».
На конкурс методических работ поступило 22 разработки различных жанров из Казахстана, Кыргызстана и России:Предложенные темы и, самое главное, имеющие непреходящее значение образы прозы и публицистики писателя, позволили учащимся поразмышлять и об истории страны и ее трагических поворотах, Гражданской войне, и о сегодняшнем дне Отечества, в частности, героизме жителей Донбасса и ходе специальной военной операции. Школьники по-новому взглянули на историю своих семей и ее роль в собственной жизни, попытались ответить на ключевые вопросы, определяющие ее смысл и содержание. Все вышесказанное позволяет надеяться на то, что поставленные перед традиционным Международным конкурсом школьных сочинений задачи были успешно решены.
- Республики Башкортостан,
- Республики Бурятия,
- Донецкой Народной Республики (4 работы),
- Республики Крым,
- Чувашской Республики,
- Волгоградской, Магаданской, Ростовской, Ульяновской областей,
- Забайкальского края.
Среди полученных материалов есть и привычные, но не теряющие своей актуальности конспекты уроков и презентации к ним, сценарии литературных вечеров, видеоматериалы, диктанты. А также — тесты, квесты, иные, в частности интерактивные, с использованием возможностей Интернета, формы работы с биографией писателя и шолоховскими текстами.
В целом, конкурс в очередной раз показал актуальность произведений писателя в контексте литературного образования школьников и воспитательной работы с ними и творческий подход к своему делу лучших учителей. Часть полученных работ будет рассматриваться на предмет публикации в научно-просветительском журнале «Мир Шолохова».К сожалению, далеко не всем приславшим свои работы на конкурс, был ясен высокой уровень требований к его материалам: недопустимость некорректных заимствований, точность приводимых фактов, основательность методического инструментария. В результате 6 педагогам было отказано в выдаче сертификата участника конкурса. Еще раз подчеркнем: то, что в той или иной степени может быть допустимо на школьном уроке в конкретном классе, часто никак не соответствует уровню конкурса, тем более международного.