Top.Mail.Ru

Подведены итоги Шолоховских конкурсов — 2023

Завершилась работа двух заочных международных конкурсов, посвященных творчеству Михаила Шолохова. В конкурсах были заявлены 70 работ школьников и учителей России, Казахстана, и Кыргызстана.

  • IX Международный конкурс школьных сочинений по произведениям М.А. Шолохова
  • VII Международный конкурс методических работ по произведениям М.А. Шолохова

Ежегодно традиционные Шолоховский конкурс сочинений и Конкурс методических работ проводятся кафедрой русской литературы института гуманитарных наук Московского городского педагогического университета совместно с Государственным музеем-заповедником М.А. Шолохова и редакцией научно-просветительского журнала «Мир Шолохова». Его цель: привлечение учащихся общеобразовательных и средних специальных учебных заведений к творческому освоению художественных богатств русской литературной классики, произведений одного из наиболее выдающихся ее представителей — М.А. Шолохова.

О том, как проходили конкурсы рассказал профессор института гуманитарных наук Московского городского педагогического университета Сергей Васильев, автор конкурса и заместитель председателя жюри.

Сергей Васильев,

доктор филологических наук, профессор

На конкурс школьных сочинений было прислано 48 работ из России и Казахстана. Отрадно, что среди авторов сочинений были школьники из обеих столиц: Москвы и Санкт-Петербурга, — а также новых регионов России: Республики Крым и Луганской Народной Республики.

Впечатляет и остальная география. Заинтересовавшиеся творчеством М.А. Шолохова школьники проживают в самых разных регионах России — от западных и южных до самых восточных:

  • Республике Башкортостан,
  • Республике Марий Эл,
  • Республике Татарстан,
  • Республике Хакассии,
  • Чувашской Республике;
  • Амурской, Волгоградской, Московской, Нижегородской, Пермской, Ростовской, Саратовской, Тюменской, Ульяновской областях,
  • Ханты-Мансийском автономном округе – Югре.

Наибольшую активность, что также не может не радовать, проявили земляки великого писателя, причем жители не только городов и станиц, но и поселков и хуторов: ребята из Ростова-на-Дону и Батайска, станиц Базковской, Вёшенской, Каргинской и Обливской, села Россошь, поселка Краснозоринский, хуторов Грачев, Калиновский и Поповка. В этом аспекте конкурс показал явно выраженную положительную динамику.

Загрузчик Загрузка...
Логотип EAD Слишком долго?

Перезагрузка Перезагрузить документ
| Открыть Открыть в новой вкладке
Школьникам помогал 31 учитель, что, как надеются организаторы, поможет словесникам более активно включиться в методическую работу по поиску новых и заново осмысленных традиционных методов и форм изучения произведений М.А. Шолохова на уроках русского языка и литературы, на этом благодатном материале активизировать усилия по воспитанию подрастающего поколения.
Загрузчик Загрузка...
Логотип EAD Слишком долго?

Перезагрузка Перезагрузить документ
| Открыть Открыть в новой вкладке
Жюри максимально доброжелательно относилось к полученным материалам, однако работы с некорректными заимствованиями однозначно отклонялись и снимались с конкурса. Таковых обнаружилось 4.

Большая часть сочинений (24) была оценена высоко, их авторы получат дипломы победителя. Остальные 20 — написаны слабее, на уровне сертификата.

Самой популярной из предложенных тем оказалась следующая: «Почему родные становятся чужими, а чужие — родными (по рассказам М.А. Шолохова „Бахчевник“ и „Чужая кровь“)?», возможно, вследствие ограниченного объема литературных произведений и наглядности, остроты, трагичности реализованного автором художественного конфликта. Интересные, содержательные работы были получены также и на другие темы: «»Их батальон посадили в вагоны в Париже и отправили на восток" (Образы и «деяния» фашистов в произведениях М.А. Шолохова о Великой Отечественной войне)"; «Какой мир открыл М.А. Шолохов во мне самом?».

Предложенные темы и, самое главное, имеющие непреходящее значение образы прозы и публицистики писателя, позволили учащимся поразмышлять и об истории страны и ее трагических поворотах, Гражданской войне, и о сегодняшнем дне Отечества, в частности, героизме жителей Донбасса и ходе специальной военной операции. Школьники по-новому взглянули на историю своих семей и ее роль в собственной жизни, попытались ответить на ключевые вопросы, определяющие ее смысл и содержание. Все вышесказанное позволяет надеяться на то, что поставленные перед традиционным Международным конкурсом школьных сочинений задачи были успешно решены.

На конкурс методических работ поступило 22 разработки различных жанров из Казахстана, Кыргызстана и России:

  • Республики Башкортостан,
  • Республики Бурятия,
  • Донецкой Народной Республики (4 работы),
  • Республики Крым,
  • Чувашской Республики,
  • Волгоградской, Магаданской, Ростовской, Ульяновской областей,
  • Забайкальского края.

Среди полученных материалов есть и привычные, но не теряющие своей актуальности конспекты уроков и презентации к ним, сценарии литературных вечеров, видеоматериалы, диктанты. А также — тесты, квесты, иные, в частности интерактивные, с использованием возможностей Интернета, формы работы с биографией писателя и шолоховскими текстами.

К сожалению, далеко не всем приславшим свои работы на конкурс, был ясен высокой уровень требований к его материалам: недопустимость некорректных заимствований, точность приводимых фактов, основательность методического инструментария. В результате 6 педагогам было отказано в выдаче сертификата участника конкурса. Еще раз подчеркнем: то, что в той или иной степени может быть допустимо на школьном уроке в конкретном классе, часто никак не соответствует уровню конкурса, тем более международного.

В целом, конкурс в очередной раз показал актуальность произведений писателя в контексте литературного образования школьников и воспитательной работы с ними и творческий подход к своему делу лучших учителей. Часть полученных работ будет рассматриваться на предмет публикации в научно-просветительском журнале «Мир Шолохова».
Загрузчик Загрузка...
Логотип EAD Слишком долго?

Перезагрузка Перезагрузить документ
| Открыть Открыть в новой вкладке


Открыт набор на программы Цифровой кафедры


29 августа 2024 г.


Дополнительные цифровые компетенции и IT-квалификация для студентов МГПУ. Выпускники получают диплом о профессиональной переподготовке

В МГПУ узнали, как россияне пользуются трекерами здоровья


27 августа 2024 г.


Блог МГПУ на Naked Science: выяснилось, что 75 процентов пользователей трекеров применяют их более года, причем 48 процентов из них пользуются трекерами два года и более