28 апреля 2023 года Лаборатория городского благополучия и здоровья НИИ урбанистики и глобального образования МГПУ и РНИМУ им. Н. И. Пирогова провели круглый стол «Содержание школьных учебников по вопросам здоровья» на площадке медицинского университета.
В мероприятии участвовали представители педагогического сообщества, государственных медицинских учреждений, ученые, врачи, сотрудники Роспотребнадзора. Собравшиеся обсудили содержание школьных учебников по вопросам здоровья, отметив, что они являются основным инструментом образования и просвещения обучающихся в вопросах медицины, а потому некорректные термины, определения и неточности в них недопустимы. Участники согласились с тем, что к данной проблеме необходимо привлекать внимание научного сообщества и органов государственной власти.
Модератором круглого стола выступила Ольга Милушкина, член‑корреспондент РАН, проректор по учебной работе, заведующая кафедрой гигиены педиатрического факультета РНИМУ им. Н. И. Пирогова.
Основной доклад на тему «Некорректные термины „здоровья“ и „здорового образа жизни“ в школьных учебниках, образовательных программах и приказах Министерства науки и высшего образования Российской Федерации» представил ведущий научный сотрудник лаборатории городского благополучия и здоровья НИИ УГО МГПУ Леонид Денисов.
В дискуссии приняли участие:
- Виктор Войнов, главный научный сотрудник ФГБНУ «Институт возрастной физиологии РАО»;
- Елена Нехорошева, заведующая лабораторией городского благополучия и здоровья НИИ УГО МГПУ;
- Александр Гаврилин, заведующий отделением санитарно-гигиенического воспитания и обучения по вопросам здорового питания отдела организации пропаганды здорового образа жизни и санитарно-гигиенического просвещения населения ФБУЗ «ЦГОН» Роспотребнадзора;
- Екатерина Дубровина, доцент кафедры гигиены педиатрического факультета РНИМУ им. Н. И. Пирогова и др.
По окончании обсуждения участники приняли проект резолюции. В документе утверждается, что учебники, не отвечающие современным требованиям и не опирающиеся на научные достижения и социальные изменения, зачастую приводят к негативным последствиям:
- дают школьникам устаревшие и неэффективные знания;
- снижают интерес к изучению предмета и чтению самого учебника;
- искажают понятия «здоровье» и «здоровый образ жизни»;
- уменьшают интерес к заботе о собственном здоровье.
По мнению участников, решить данную проблему могут помочь экспертные комиссии из представителей различных отраслей государственных структур, которые займутся разработкой методических рекомендаций и глоссария в области здоровья и ЗОЖ для педагогов школ.