Top.Mail.Ru

Система обучения русскому языку слепых подростков-билингвов

С 13 по 26 апреля преподавателями кафедры специального образования и комплексной реабилитации института специального образования и психологии Поляковой Надеждой Петровной и Олешовой Варварой Васильевной была реализована экспериментальная работа на базе образовательных организаций для детей с нарушениями зрения в городах: Чебоксары (Чувашская республика), Казань, Лаишево, Набережные Челны (республика Татарстан), Уфа (республика Башкортостан). Данные мероприятия являются частью исследовательской программы, реализуемой в рамках проекта «Концептуальное моделирование системы обучения русскому (неродному) языку слепых подростков-билингвов», поддержанного Российским научным фондом.

В обследовании участвовало шестьдесят слепых подростков-билингвов, обучающихся в 5−6 классах, шестьдесят родителей и двенадцать педагогов-словесников, работающих с детьми с нарушениями зрения.

Для решения задач исследования были разработаны диагностические методики и педагогически-инструментированные жизненные ситуации. В соответствии с дорожной картой процедуры обследования на первом этапе эксперимента выявлялось качество представления о реальной действительности и состояния слухового восприятия речи слепых обследуемых, проводилось анкетирования родителей обучающихся, а также устанавливался уровень профессиональных компетенций педагогов-словесников. На втором этапе определялось состояние языковых компетенций и характер саморегуляции и самоконтроля незрячих испытуемых. В рамках третьего этапа выяснялось состояние умений соотносить предметный план со знаковой действительностью. В ходе всей экспериментальной работы также отслеживалось состояние познавательного интереса слепых испытуемых.

Далее, на основе полученных результатов научно-исследовательским коллективом будут разработаны языковой анамнез, позволяющий выстроить индивидуальную образовательную траекторию для слепых подростков-билингвов; методические рекомендации, необходимые для организации образовательного процесса на уроках русского языка, участниками которого являются слепые подростки-билингвы; программы повышения квалификации, ориентированные на педагогов словесников, работающих со слепых обучающимися в условиях многоязычной среды.

В целом, хочется отметить заинтересованность образовательных организаций — участников эксперимента в реализации проектной деятельности, направленной не только на построение концептуальной модели системы обучения русскому (неродному) языку, но и на совершенствование всей системы образования детей с нарушениями зрения. Руководители и педагоги образовательных организаций отмечали необходимость модернизации подходов и методов обучения и воспитания слепых подростков. Реальное удовлетворение особых образовательных потребностей и учет языкового статуса детей рассматриваемой категории позволит не только достичь высокого уровня предметных результатов, но и обеспечить социальную адаптацию незрячих билингвов в среде зрячих.

Члены исследовательского коллектива института специального образования и психологии благодарят руководителей и педагогов, обучающихся и их родителей БОУ «Чувашской республиканской общеобразовательной школы-интерната для обучающихся с ОВЗ» Минобразования Чувашии (город Чебоксары); ГБОУ «Казанской школы № 172 для детей с ОВЗ» Минобразования республики Татарстан (город Казань); ГБОУ «Лаишевской школы-интерната для детей с ОВЗ» Минобразования республики Татарстан (город Лаишево); ГБОУ «Набережночелнинской школы № 75 для детей с ОВЗ» Минобразования республики Татарстан (город Набережные Челны); ГБОУ «Уфимской коррекционной школы-интерната № 28 для слепых и слабовидящих обучающихся» Минобразования республики Башкортостан (город Уфа) за всемерную поддержку в реализации исследования.



Ветераны почтили память защитников Москвы


29 ноября 2024 г.


28 ноября группа ветеранов университета приняла участие в межрегиональной патриотической акции у мемориала воинам-сибирякам на 42-м км Волоколамского шоссе. В краеведческий музей были переданы личные материалы ветеранов

Итоги недели профессий и недели психологии


28 ноября 2024 г.


В Институте психологии и комплексной реабилитации подвели итоги недели профессий психологии, в рамках которых в МГПУ прошли тематические тренинги, мастер-классы и лекции