В интернет-издании «Газета.uz» вышла статья «Налог на чтение», анализирующая ситуацию, сложившуюся вокруг детской литературой в Узбекистане. Автор утверждает:
«…в нашей стране нет культуры детского чтения как таковой, нет даже пропаганды детского чтения». Что же мешает Узбекистану развивать детскую литературу в стране?
- Детское чтение начинается в 6−7 лет, в то время как западные родители читают детям с рождения.
- Бедный рынок детской литературы: читателям сложно найти различные категории и жанры детских книг, так как ни сильно ограничены («По данным Агентства статистики, в Узбекистане в 2021 году было издано всего 1500 наименований книг и печатных изделий. <…> Для сравнения в Южной Корее в 2018 году было издано 7200 наименований книг только для детей»).
- Небольшое количество библиотек. Это, в свою очередь, также подразумевает отсутствие хороших библиотекарей — «профессиональных посредников между книгой и ребенком».
- Наблюдается и дефицит иллюстраторов, специализирующихся на детской литературе, и потому цены на их услуги слишком высокие.
Ситуацию прокомментировала специалист по детской литературе Екатерина Асонова, заведующая лабораторией социокультурных образовательных практик НИИ урбанистики и глобального образования МГПУ. Она объяснила, в чем ценность детской книги и как донести эту ценность до широкого круга читателей. Вот одни их нескольких советов Екатерины Андреевны, которые действительно работают на практике:
- Проводить регулярные книжные фестивали, встречи, семинары, конференции, которые помогут сформировать актив из разных специалистов.
- Развивать практики сторителлинга, которые помогут человеку оказаться в авторской позиции и, как следствие, понять ценность литературного произведения. А еще это возможность вырастить своих авторов.
- Найти человека — активиста, просветителя или писателя-амбассадора, — который будет популяризировать идею развития детской литературы и расширять круг людей, вовлеченных в процесс создания литературы для детей и подростков.
- Поддерживать фиксированную цену различные категории и жанры детских книг.
- Дать возможность библиотекам закупать книги у издательств. Так появятся дополнительные рабочие места для библиотекарей, а также расширится доступ населения к книгам.
«Мы должны понимать, что это вложение в человеческий капитал, в общество. То есть развитие детской литературы — это всегда вопрос внутренней социальной политики. Мы должны отдавать себе отчет в том, что за этим тянется вся культурная сфера», — заключила Екатерина Асонова.
Познакомиться с полным текстом статьи можно по ссылке.