18 апреля 2023 года Александра Никитина, ведущий научный сотрудник лаборатории социокультурных образовательных практик НИИ урбанистики и глобального образования МГПУ, приняла участие в семинаре для педагогов «Школьный театр. Опыт эффективных практик организации работы». Мероприятие прошло в Вологде, в Средней общеобразовательной школе № 13 имени А. А. Завитухина.
Организаторы семинара придумали очень живой формат: чередование сообщений педагогов, микро-тренингов от студентов театрального отделения БПОУ ВО «Вологодский областной колледж искусств» и миниатюр смешанных возрастных групп школьного театра «Острова». Актовый зал был полон, встреча прошла динамично и содержательно.
Александра Борисовна, которая была приглашена в качестве ключевого спикера, отмечает:
«С Вологодским объединением школьных театров нас связывает дружба более чем в 20 лет. Вологодские театральные педагоги являются постоянными участниками нашей ежегодной Всероссийской конференции школьной театральной педагогики памяти Л. А. Сулержицкого».
Она представила доклад на тему «Школьная театральная педагогика в контексте современного образования», в котором рассказала о нескольких моделях школьного театра:
- как образа и метафоры;
- как братства и содружества;
- как исследовательской лаборатории.
Слушатели также узнали, что хотят получить от школьного театра родители, что — театральные педагоги, а что — сами дети.
На семинаре прозвучали и другие выступления, в которых был представлен живой и значимый опыт. Вот лишь некоторые из них:
- Доклад «Школьные театры от истоков до наших дней» Бориса Ильина, преподавателя БПОУ ВО «Вологодский областной колледж искусств». Спикер рассказал о замечательных фактах развития школьного театра на Вологодской земле, начиная с XVII века, обратил внимание участников на живые памятники вологодской архитектуры, которые хранят эту уникальную историю.
- Доклад «Из опыта работы театрального коллектива „Радуга“ МОУ „Чёбсарская школа“» руководителя Надежды Скрипцовой. Она рассказала об уникальном опыте работы деревенского школьного театрального коллектива, создающего авторские сказки и спектакли на материале детских фантазий, родившихся из наблюдений за родной землей.
В общем обсуждении участники также поговорили о недавно принятом решении Минпросвещения. Согласно ему, до 2024 года в каждой школе должен появиться свой театр. Педагоги признали, что после постановки государством такой задачи, работать стало даже сложнее:
- требования к школьному театру формализуются и повышаются, а реальной помощи городские и тем более деревенские школы не видят;
- на театральную работу выделяется всего 1 час в неделю, а за такое время театр создать невозможно;
- не хватает специалистов, финансирования, помещений;
- методические рекомендации, которые разработали для школьных театров ВЦХТ и Театральный институт им. Щукина не реализуемы в существующих условиях, а других программ пока не предлагается.
Театральные педагоги работают по обстоятельствам, преодолевая огромные трудности. Хочется верить, что ситуация постепенно изменится, и настоящие подвижники своего дела в Вологде и других городах и селах России получат настоящую содержательную помощь.