С 18 по 21 апреля в рамках VIII научно-практической конференции ИКИ «Приоритетные направления развития современного образования» состоялся научно-образовательный проект «Художественно-творческая деятельность в условиях досуговой сферы: опыт и инновации»
В рамках проекта прошли 9 мастер-классов и интерактивных лекций. Аудиторией проекта были преподаватели и профессора Turan Film Academy (Республика Казахстан).
Наталья Панова, доцент Департамента СКД и Сценических искусств, прочла интерактивную лекцию «Педагогические условия формирования исполнительского мастерства участников культурно-творческой деятельности».
Она рассмотрела различные аспекты сложного интегративного феномена — исполнительского мастерства — творческие, технические, психологические. Отдельное внимание было уделено педагогическим условиям формирования у обучающихся мотивации к исполнительской деятельности, исполнительской техники, творческого мышления, психологической устойчивости к публичным выступлениям, навыков преодоления сценического волнения. Также была затронута проблема целостного подхода к исполнительскому мастерству, выражающегося в единстве общекультурного, творческого и технического развития исполнителей.
Мастер-класс «Арт-менеджмент в аспекте организации и управления художественно-творческой деятельностью» провела доцент Ольга Киселёва.Современные организации, занимающиеся различными досуговыми программами и проектами, действуют и в рамках государственной культурной политики, и в рамках креативной экономики и индустрии впечатлений. Социально-культурные проекты становятся все более разнообразными, содержательными, яркими, но сталкиваются с рядом проблем. На мастер-классе были рассмотрены технологии арт-менеджмента с точки зрения перспектив их использования для активизации художественно-творческой деятельности различных групп населения.
Лекцию «Культура Москвы: ведущие тенденции и актуальные практики» прочла доцент София Умеркаева.Москва — крупнейший культурный мегаполис мира, в котором сконцентрировались и переплелись важнейшие культурные процессы, проблемы и противоречия нашего времени. Культура является драйвером развития московского региона. Культурная повестка Москвы — одна из самых насыщенных в мире. Социально-культурная практика московского мегаполиса свидетельствует о значительном интересе разных групп граждан к отечественному и мировому искусству. В рамках лекции обсуждалась деятельность столичных учреждений культуры в контексте стратегических задач государственной культурной политики; векторы развития московских культурных центров, библиотек, музеев и выставочных залов; роль культурных институций в формировании комфортной городской среды.
Мастер-класс по технике драматического воздействия «5 законов режиссуры» провела доцент Елена Дольгирева.«Драма — это жизнь, из которой вырезано всё скучное,» — так говорят режиссёры. Какие секреты нужно знать, чтобы понять скрытый смысл описанных автором событий и грамотно организовать занимательное взаимодействие персонажей? Участники мастер-класса узнали ключевое понятие драмы и попробовали разобраться в некоторых законах драматургии.
Мастер- класс «Русский народный костюм: забытая красота» доцента Марии Кайтанджян был посвящён русскому костюму.Национальная одежда является частью духовного богатства своего народа, его культуры. Это своеобразная книга, научившись читать которую, можно много узнать о традициях, обычаях и истории народа. Программа мастер-класса была построена таким образом, чтобы дать участникам ясные представления об отличительных особенностях русского народного костюма, его разнообразии, возрастных и социальных различиях, способах изготовления.
Писатель и сценарист, профессор Нина Опарина провела мастер-класс «Слагаемые сценарного мастерства»Участники мастер-класса познакомились с видами сценария, этапами работы над сценарием, принципами сценарного творчества. Ведь сценарист должен обладать некоторыми качествами и навыками, необходимыми для написания интересного, зримого сценария досуговых мероприятий. Участникам были предложены упражнения и тренинги, способные выявить у них фантазию, воображение, умение слышать и чувствовать слово.
Мастер- класс «Постмодернизм в мировом кинематографе» провела филолог, литературоведи и театровед, доцент Ирина Мурзак.Постмодерн — культурная парадигма, получившая наибольшее развитие в конце XX века и в начале XXI века. Имея в своей основе переосмысление роли языка в познавательном и художественном аспекте деятельности человека, культурная парадигма ярко выразилась в искусстве кино. Вследствие того, что постмодернизм не предполагает наличие в себе только одного какого-либо определённого и узкого художественного направления или стиля, а скорее является некой культурной доминантой современного общества, можно говорить только о том, как именно и каким образом постмодернистское мироощущение, менталитет постмодернизма находят своё отражение в различных подходах к созданию кинофильма. На мастер-классе был представлен анализ фильмов Гринуэя и Тарантино — ярких образцов постмодернистской эстетики.
Мастер-класс «Режиссерские и речевые технологии в образовательном процессе» Елены Земляникиной, выпускницы школы-студии МХАТ мастерской В.П. Маркова, был посвящён сценической речи.Речь — это коммуникативный инструмент педагога, а режиссура учебного занятия — фактор его эффективности и успешности. Участникам мастер-класса был предложен тренинг, направленный на совершенствование артикуляции через технику скороговорок, дыхание, интонацию — действие, точный посыл. Были разобраны длинные фразы (основные слова, смысловые связи и акценты), гекзаметр, былины, тексты из классических произведений русской литературы, и также значительное внимание было уделено основам построения речи и режиссерским технологиям, которые могут быть использованы при проведении учебных занятий.
Мастер-класс «Техника речи как элемент успешной деятельности преподавателя» доцента Натальи Ганыш также был посвящён речи — важнейшему компоненту педагогического мастерства, инструменту передачи учебного материала и средству воспитательного воздействия. Слушатели мастер-класса смогли принять участие в увлекательных речевых играх, услышать, как может звучать их голос, почувствовать его рождение внутри себя.