29 марта 2023 года в Бишкеке (Киргизия) прошел Центральноазиатский симпозиум по вопросам образования «Карьерные траектории для учителей» при участии Светланы Вачковой, директора НИИ урбанистики и глобального образования МГПУ.
Симпозиум был организован при поддержке министерств образования Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана и Узбекистана и посвящен обсуждению политики в отношении школьных учителей в странах Центральной Азии. Обсуждались вопросы создания эффективных систем карьерного роста учителей с целью обеспечить удержание талантливых кадров в профессии, мотивацию учителей к работе, а также высокое качество образовательных результатов обучающихся.
В первой части симпозиума были представлены результаты аналитики систем карьерного роста педагогов Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана и Узбекистана, в частности, возможные карьерные траектории, требования к профессиональной квалификации, процедуры аттестации, профессиональные стандарты, а также системы начисления заработной платы.
Следует отметить, что с 2020 года в странах Центральной Азии проводится политика повышения престижности профессии педагога, значительно повышаются заработные платы учителей, разрабатываются стандарты компетенций, однако реализация данной реформы стала вызовом для всех стран региона. Разрешить трудности были призваны эксперты симпозиума, принявшие участие в мозговом штурме по итогу представленной аналитики.
В числе экспертов со стороны Казахстана в дискуссии участвовали научные сотрудники Национального центра повышения квалификации «Орлеу» Асель Мухаметжанова, Андрей Щербаков, Алима Ибрашева, Ксения Турсунбаева, а также доктор Элейн Шарплин из Назарбаев Университета. Со стороны Кыргызстана выступили директор Высшей школы менеджмента Фарида Рыскулуева и руководитель отдела кооперативного образования Университета Центральной Азии Мырза Каримов. Таджикистан представили научный сотрудник Национальной академии наук Васила Бозичаева и координатор программы поддержки образования в Фонде содействия Института открытого общества Гульчехра Кабилова. Со стороны Узбекистана в обсуждении участвовал начальник главного управления государственной инспекции по надзору за качеством образования Аслиддин Одилов. Научным руководителем национальных исследовательских команд был Исак Фрумин, профессор Института образования Высшей школы экономики.
Во второй части симпозиума с докладом выступили международные эксперты Чер Пинг Лим, профессор кафедры технологий обучения и инноваций Университета образования Гонконга, Чжан Минсюан, директор Научно-исследовательского института международного и сравнительного образования Шанхайского педагогического университета, и Светлана Вачкова. Со стороны МГПУ в подготовке аналитических материалов для докладов симпозиума участвовали также члены научного коллектива проекта «Изучение траекторий карьерного развития учителей в странах мира» Валентина Салахова и Наталия Агеева, сотрудники центра аналитических исследований и моделирования в образовании НИИ УГО.
Международные эксперты представили лучшие мировые практики систем карьерного роста учителей, в частности, кейсы Сингапура, Японии и Китая. Спикеры рассказали о траекториях карьерного развития педагогов в рамках основных треков: преподавательского, научно-исследовательского и управленческого, о новых стандартах профессиональных компетенций, привязанных к ступеням карьеры и уровням заработной платы. Интерес слушателей вызвали практики оценки профессиональных компетенций учителей, которые обеспечивают справедливую и прозрачную систему продвижения по карьерной лестнице.
По завершении симпозиума международные эксперты дали рекомендации для стран Центрально-Азиатского региона по улучшению национальных систем карьерного роста учителей. В частности, многоуровневые системы карьерного роста рекомендуется внедрять в привязке к ступеням карьерной лестницы и стандартам компетенций, а также с сопутствующей дифференциацией должностных обязанностей и соответствующим повышением размера заработной платы.
Симпозиум завершила открытая дискуссия национальных исследовательских команд с целью разработки решений для реализации политики повышения престижности профессии педагога с учетом национальной специфики каждой из стран региона.
Следующим шагом в рамках международной инициативы будет разработка глобального отчета для стран Центральной Азии с описанием основных направлений повышения качества школьного образования, а также конкретных краткосрочных и долгосрочных рекомендаций.