Top.Mail.Ru

Нельзя зажечь кого-то, если сам не горишь

Учитель русского языка и литературы, руководитель и преподаватель пресс-центра школы № 1798, магистранка программы «Образовательная медиадеятельность» Ирина Царёва о том, как ,"зажечь" огонь в глазах ребенка:

Наш курс ещё в университете разделился на литературоведов и лингвистов. Нам казалось, что любить можно только что-то одно, как и хорошо преподавать. Дети же моментально считывают, какая тема учителю нравится, а какая не вызывает никаких эмоций. Очень долго мне казалось, что литература дается мне гораздо тяжелее: сложнее удержать внимание ребенка, удивить его, разжечь желание читать. Когда дети заходили на урок, в их глазах читалось: «О, опять», «Ну хоть посплю», «Я не прочитал, да и не буду», «Расскажу, что написано в учебнике, сойдет». Это угнетало все больше и больше. Сначала попыталась найти себе оправдание: ну я ж больше лингвист, чем литератор, вот они и скучают. Но это было похоже на оправдание пятилетнего ребенка.

Собравшись с силами, я поняла, что нужно действовать, а прежде всего посмотреть на себя. Не с чек-листом правок, а так по-настоящему, по-доброму. Нельзя зажечь кого-то, если сам не горишь, вот и пошла искать искру.

Пробуди интерес

Я поняла, что нужно не просто рассказать о времени, когда было создано произведение, но и постараться погрузить туда ребят. Стала приносить на уроки старые книги, которые пускала по рядам, не прерывая нашего разговора.

Сделай ученика соавтором урока

Каждого нового автора мы с ребятами презентуем совместно. Кто-то из учеников готовит доклад, но не тот, в который утыкаешься носом и тонешь в буквах, а тот, который рассказываешь, причем только самое интересное. Иногда я даю ребятам задание, чтобы они нашли те факты биографии, который поразили именно их. Так они дополняют мою лекцию. Детям очень важно чувствовать себя частью урока, не просто сосудом, который нужно наполнить. Им нужно быть причастным, значимым.

Установи доверительный разговор

Тут вспоминается старая шутка: «Учительница литературы пытала автора, что же он хотел сказать своим творчеством». Это же стандартное представление у учеников об анализе произведения. А если пойти другим путем? Мой первый вопрос ребятам после прочтения: «Что вам запомнилось?»

Весь текст



Эксперты коммуникационного фестиваля MCUnite огласили результаты состязания


25 ноября 2024 г.


Абсолютным победителем всероссийского фестиваля рекламы и PR Московского городского признана команда МТС из Пермского политеха (ПНИПУ)

В ИИЯ прошел круглый стол о роли профессии учителя сегодня


24 ноября 2024 г.


21 ноября на кафедре германистики и лингводидактики под руководством д.ф.н., профессора, зав.кафедрой Бирюковой Е.В., д.ф.н., профессора Шатиловой Л.М., к.ф.н, доцента Зубковой Я.В. состоялся круглый стол «Неравнодушие»