Top.Mail.Ru

Молодые педагоги в школе

14 марта состоялся круглый стол на тему: «Развитие карьеры и построение профессиональных траекторий начинающих педагогов Москвы».
С основным докладом выступила заведующая лаборатории оценки профессиональных компетенций и развития взрослых НИИ урбанистики и глобального образования МГПУ Анастасия Белолуцкая. Она представила сравнительное исследование, основанное на статистических данных московского Центра цифровизации образования по 572 школам Москвы, а также результатах анкетирования более четырех тысяч молодых педагогов и руководителей школ из четырех регионов: Москвы, Республики Бурятия, Воронежской области, Красноярского края. Задачи исследования, охватившего период с 2020 по 2022 годы, состояли в анализе ситуации с молодыми кадрами, их карьерных приоритетов и профессионального самоопределения. Газета «Вести образования» рассказали о результатах, полученных экспертами Московского городского.

Дефицит молодых кадров

Категорию молодых педагогов ученые определили по двум критериям: стаж до 5 лет и возраст до 35 лет. Прежде всего выяснилось, что доля молодых специалистов во всех четырех регионах невелика и колеблется в районе 5%. В Республике Бурятия этот показатель еще ниже, чем в остальных регионах, ставших объектами исследования.

Опрос директоров школ показал, что потребность в молодых кадрах значительно выше: половина столичных респондентов называла долю от 10% до 25%, в Красноярском крае 13% отметили, что начинающие педагоги должны составлять половину от педколлектива школы.

Не внушают оптимизма и данные по гендерному составу (такие цифры есть только по Москве): доля мужчин за 2020−2022 годы колебалась в пределах 17−18% от общего количества молодых специалистов, и это, по мнению Анастасии Белолуцкой, тревожный показатель, поскольку гендерный перекос, сложившийся в учительской профессии в XX веке пока не ослабевает: ситуация далека от сбалансированной.

Что касается средней нагрузки, то у столичных педагогов она планомерно увеличивалась — с 23 часов в 2020 году до 26,4 часов в 2022-м.

Основная масса работающих в московских школах молодых специалистов — около 35% - выпускники педагогического бакалавриата, на втором месте — выпускники колледжей (порядка 16%). Число магистрантов, получивших степень в педвузах, за предыдущие три года уменьшалось — с 11% до 9%. Еще заметнее за этот же период сократилось число специалистов с непедагогическим образованием: бакалавров — с 10,5% до 7,5%, магистров — с 5% до 3,5%.

Еще более интересные выводы напрашиваются на основе анализа распределения по возрасту молодых учителей, работающих в столичных школах, где наблюдается явный перевес в пользу совсем начинающих специалистов в возрасте 22−23 лет. После этого число представителей возрастной категории, подпадающей под определение «молодых», резко, даже обвально сокращается.

«Это означает, что потом, после одного-двух лет работы в школе, эти специалисты куда-то уходят. И практически не зафиксированы случаи, когда в школу приходят специалисты из других отраслей в 29−30 лет», — констатировала Анастасия Белолуцкая.

Не случайно в московских школах преобладают молодые специалисты со стажем менее одного года (их более 80%), 9−10% приходится на долю учителей со стажем от 1 до 3 лет, и около 6% составляют педагоги, проработавшие в школе более 3 лет. Картину дополняет динамика увольнений молодых специалистов — с 485 в 2020 году до 1653 в 2022-м.

О причинах такой ситуации можно только строить гипотезы.

«Понятно, что 2022 год сложный сам по себе, тут всё сошлось. Но мне и коллегам, с которыми мы это обсуждали, представляется, что самый определяющий фактор — выход с „удалёнки“, потому что 2020 и 2021 год — это годы ковидные, и можно было преподавать из дома через Zoom или Teams, а потом пришлось идти на работу, и оказалось, что это сложно — поездки, коллектив, дети, шум, гам, перемены», — предположила Анастасия Белолуцкая.

Конфликтные ситуации, большая нагрузка, отсутствие свободы: почему молодые педагоги уходят из школы

И здесь возникает логичный вопрос: что отталкивает молодых специалистов в профессии педагога? На этот вопрос ответили респонденты из всех четырех регионов, и здесь обозначились важные различия.

Если в Москве в топ ответов вошли конфликтные ситуации с учащимися и родителями, большая нагрузка и отсутствие свободы (излишняя зарегулированность образовательного процесса и школьной жизни), то по другим регионам лидирующие позиции занимают низкая заработная плата и объём отчетности, а разные конфликтные ситуации, отсутствие свободы, зарегулированность — лишь на третьем месте.

В то же время для московских педагогов уровень зарплаты не является проблемой.

Однако руководители московских школ думают иначе: с их точки зрения, в числе самых главных причин, которые заставляют начинающих педагогов покидать школу, — прежде всего уровень заработной платы, а конфликты в коллективе и стиль управления в образовательной организации — на втором месте.

В Воронежской области, Республике Бурятия и Красноярском крае директора согласны с учителями: основной фактор ухода молодежи из школы — низкая оплата труда, а стиль управления и конфликты в коллективе практически никто не называет.

«После педвуза много вариантов работы, не обязательно в школе»

Важный аспект исследования — мотивация педагогов при выборе профессии и их представления о карьерных траекториях.

Для начала молодым учителям был задан вопрос, чем они руководствовались при выборе педвуза — желанием работать в школе или это было компромиссное решение? Например, существует стереотип, что педвуз выбирают по той причине, что туда можно поступить с низкими результатами ЕГЭ, но таких ответов оказалось совсем немного — от 3% в Воронежской области до 6% в Красноярском крае.

Значительное число респондентов констатировало, что выбор вуза был продиктован желанием работать в школе. Второй популярный ответ связан с тем, что «после педвуза много вариантов работы, не обязательно в школе».

В Москве и Воронежской области примерно одинаковое число респондентов (50 на 50) выбрали эти варианты, а в Бурятии и Красноярском крае анкетируемые больше склоняются в пользу второй версии.

В качестве главного мотива при выборе профессии доминирует интерес к работе с детьми — на это указали от 50% до 62%. Об интересе к преподаванию того или иного предмета заявили от 16% в Красноярском крае до 36% москвичей, и здесь мы видим довольно существенный разрыв. В то же время престиж учительской профессии как стимул работать в этой сфере отметили от 4% до 13%, что не может не настораживать.

Система наставничества: миф или реальность?

Зато, как выяснилось, трудоустройство в школу не стало проблемой для большинства респондентов, за исключением Москвы, где 40% ответили, что не могут назвать этот процесс лёгким, а 17% вообще признались, что «это потребовало много времени и сил». Очевидно, в столичных школах свободных вакансий гораздо меньше, чем в регионах.

Что же касается требований, предъявляемых к молодым специалистам при приеме на работу в школу, то, как показал опрос директоров, основное внимание на собеседовании они уделяют мягким навыкам, умению коммуницировать, креативности мышления.

В свою очередь молодые учителя, выбирая школу, прежде всего ориентируются на близость к дому, на втором месте в регионах — размер заработной платы и, что очень примечательно, наличие в школе системы наставничества — на это указывают от 33% до 43% участников опроса.

Находят ли они ее на практике? В выгодном плане здесь отличаются Воронежская область и Красноярский край. В Москве 47% говорят, что система работает, а 43% отмечают, что особенной системы нет, просто бывает индивидуальная поддержка со стороны коллег.

Зато в подавляющем большинстве случаев директора школ утверждают, что система наставничества существует, они про неё точно знают.

«Но, как мы видим, не всё, что знают директора школ, известно молодым педагогам. Здесь стоит проанализировать, почему такой разрыв», — констатировала Анастасия Белолуцкая.

Желаемое и действительное

Если говорить о карьерных приоритетах в первые годы работы, то у большинства молодых учителей они довольно скромные.

Только около 20% стремятся продвинуться в плане карьерного роста, остальные считают более важным сначала адаптироваться к работе и приобрести базовые профессиональные навыки.

Когда ученые предложили молодым учителям восемь различных карьерных треков, то получили весьма интересные ответы. Например, в Москве самый востребованный трек — это административный рост внутри школы, то есть учитель — завуч — директор. Об этом заявили 60% респондентов, в регионах — от трети до 40%.

На втором месте — индивидуальное предпринимательство, образовательные стартапы — такой трек интересует около 30% опрошенных в регионах и до 56% в столице, и это вызов для педагогических вузов, которые должны задуматься о введении таких программ обучения.

И третий вариант в тройке лидеров — это творческое признание, когда учителя становятся лауреатами престижных профессиональных премий и победителями конкурсов.

А если эти мечты не удастся реализовать, то наиболее типичной профессиональной траекторией выпускника педвуза станет репетиторство, которое возможно совмещать с работой в школе.

Мало привлечь, надо удержать

Ключевые выводы исследования: молодые люди в школу приходят, но работают не так уж долго и потом уходят, и эта ситуация релевантна как для Москвы, так и для регионов.

Вопрос удержания в профессии стоит довольно остро. Престиж учительской профессии остается невысоким. Из профессии в основном выталкивают конфликты с родителями и учениками, нагрузка, зарегулированный стиль управления образовательной организацией, если говорить о Москве, в регионах отрицательным фактором служит уровень зарплаты. Также приходится констатировать, что желаемые карьерные сценарии в представлениях педагогов мало реализуемы на практике.

Результаты исследования МГПУ подтверждаются данными, полученными в ходе других исследований.

Как рассказал сотрудник Центра экономики непрерывного образования РАНХиГС Алексей Тищенко, причины быстрого ухода молодых педагогов из школы — это и отсутствие карьерных перспектив, и нагрузка, и сложности работы, в том числе взаимодействие с родителями. И получается, что сама по себе даже большая заработная плата не является решающим фактором.

В числе мер, позволяющих сохранить молодые кадры в школе, респонденты в регионах называли следующие: решение жилищной проблемы (41%), увеличение дополнительных выплат — 30%, создание условий для работы — 16,4%, создание условий для развития карьеры — 8%.

Слагаемые успеха

Как видим, не только материальные стимулы, но и перспективы профессионального роста имеют значение.

О том, как их реализовать на практике, рассказал Никита Михайленко, который чуть больше чем за 5 лет прошел путь от вожатого до замдиректора по воспитанию, социализации и безопасности в Марьинской школе № 1566 памяти Героев Сталинградской битвы г. Москвы.

По его мнению, для подъема по карьерной лестнице необходимо несколько условий.

Во-первых, образование. По его мнению, бакалавриата недостаточно, нужно углублять свои знания, продолжая образование в магистратуре или на курсах повышения квалификации. Сам он в настоящее время учится в аспирантуре на кафедре географии и туризма МГПУ и готовится к защите кандидатской диссертации.

Во-вторых, очень полезно участие в городских проектах — конкурсах, конференциях и так далее.

В-третьих, важно проявлять инициативу, принимая активное участие в школьной жизни — включаться в работу методических объединений, курировать ученическое самоуправление, брать на себя другие общественные функции.

В отличие от Никиты Михайленко, у Сергея Перехожих другая ситуация. Он работает учителем истории и обществознания в Экономическом лицее РЭУ им. Г.В. Плеханова чуть больше года, постепенно набирается опыта и строит планы на ближайшее будущее.

Сергей, как и Никита, занимается наукой, пишет диссертацию о периоде перестройки в СССР. У него много хобби, связанных непосредственно с его профессией: коллекционирование винтажных советских предметов, нумизматика, участие в исторических реконструкциях.

Но видит ли он себя в дальнейшем в школе? С одной стороны, его вдохновляет и энергетически подзаряжает работа с детьми, с другой — он часто слышит от своих старших коллег разговоры о том, что, дескать, «отработаю этот год и уйду из школы», то есть сценарий профессионального выгорания его настораживает и пугает. Второй страх — это перспектива снизить планку своего развития в науке, в своем предмете из-за нехватки времени. После получения звания кандидата наук у Сергея несколько вариантов развития карьеры — от методиста, наставника, руководителя проектов и программ до преподавателя вуза. Не исключена возможность работы в государственных ведомствах. То есть на этом примере мы видим, что, чем выше уровень образования педагога, тем больше различных путей перед ним открывается и тем выше его амбиции и притязания.

Участники круглого стола пришли к выводу о том, что профориентацию на учительскую профессию необходимо начинать со школы путем организации педклассов, для молодых учителей следует развивать систему наставничества, а вся кадровая политика в сфере образования должна быть направлена не только на привлечение начинающих специалистов в школы, но и на их удержание и сохранение. А это, как выясняется, намного сложнее.

Читать материал в источнике

Фото: dzen.ru


Персоны



В МГПУ завершилась одиннадцатая Школа КВН


21 ноября 2024 г.


По итогам трехдневного обучения от опытных игроков более 30 студентов стали частью сообщества КВН МГПУ

«В сотрудничестве сила»: Анна Данилина о «Школе в ФОКУСе»


21 ноября 2024 г.


Эксперт МГПУ рассказала об итогах сессии методического объединения, прошедшей на конференции «Школа в ФОКУСе. Фокусы для школы»