20 февраля в Москве состоялась II Международная педагогическая конференция «Открытая школа в глобальном мире: ценности, которые нас объединяют». Это была одна из крупнейших по количеству международных участников педагогическая конференция за последнее время: в ней приняли участие более 350 человек, спикерами выступили известные эксперты в сфере образования из 8 стран, в том числе из России, Германии, Швейцарии, Бразилии и Турции.
Масштабный форум был проведён во второй раз Школой «НИКА». Среди партнёров — МГУ имени Ломоносова, МПГУ, другие российские и зарубежные организации. По мнению организаторов, форум даёт уникальную возможность завести полезные знакомства, попытаться найти вместе с коллегами грамотный ответ на вызовы настоящего времени.
На Конференции обсуждались ключевые для сегодняшнего дня темы образования: проблемы международности школ, последствия пандемии, международное педагогическое объединение учителей, инклюзия и индивидуализация в обучении, а также учебные тренды и инновации. Вместе с тем спикеры осветили ставшие традиционными для Конференции методы и методики преподавания, технологии организации образовательного процесса и ценностные комплексы, окружающие школьников и студентов всего мира сегодня.«Мы хотим расширить границы педагогики для российских учителей и создать возможность вдохновиться опытом зарубежных коллег, чтобы найти решения сложных задач, возникающих в процессе обучения», — объясняет цели Конференции директор по развитию ОАНО Школа «НИКА» Екатерина Лукьянова.
Участниками Конференции стали:
- директор Международных Школ IB (Нидерланды, Швейцария) Эдриан Кирни,
- представитель организации ZFA (Центральное управление школьных учреждений за рубежом) в Москве (Германия) Биргит Шеффлер,
- Директор Итальянской школы в Москве (Италия) Карла Лаворте,
- доктор философских наук, руководитель кафедры Механики и Инженерии Университета Рондополиса (Германия, Бразилия) Рикардо Базан,
- доцент Тяньцзиньского университета иностранных языков, директор Института Конфуция ВГСПУ с китайской стороны, кандидат филологических наук (Китай) Нин Хуайин,
- координатор Турецкого культурного центра Института имени Юнуса Эмре в Москве Мехмет Улькер,
- член правления Международной Ассоциации школ (Италия) София Ланфранкони,
- директор отдела образования Генерального консульства Италии в Москве (Италия) Джузеппе Ло Порто,
- директор A`ksent Academy International School (Италия, Швейцария) Моника Колли,
- директор Стамбульской Международной Школы (Турция) Мучахит Секин,
- а также исполнительный директор сети Ассоциированных школ ЮНЕСКО в РФ Наталья Ларионова,
- основатель благотворительного фонда поддержки образовательных программ «КАПИТАНЫ» Алексей Нечаев,
- проректор ГАОУ ВО Московского городского педагогического университета Кирилл Баранников,
- директор ОАНО Школа «НИКА» Ирина Рублёва и другие.
Иван Алешковский рассказал о тенденциях развития высшего образования в эпоху пандемии COVID-19.
Он почеркнул, что «те возможности, которые сейчас стоят перед современной наукой, — их невозможно достичь только в рамках научных институтов. Важна совместная деятельность, как преподавателей университетов, так и научных сотрудников». Также, по его словам, международные научные проекты сегодня, несмотря на сложности, с которыми столкнулась наша страна в последнее время, всё равно продолжаются: «У нас сохраняются хорошие отношения и с азиатскими, латиноамериканскими странами, выстраиваются новые контакты со странами и регионами стран Африки и Ближнего Востока».
Отдельное внимание Алешковский уделил роли университетов в сохранении национально-культурной идентичности и значению университетов в контексте социализации молодёжи.
Директор Всемирных школ IB (Швейцария, Нидерланды) Адриан Кирни познакомил участников конференции с историей IB и рассказал о золотых стандартах обучения. С докладом об инклюзивном образовании в итальянских школах выступил профессор Джузеппе Ле Порто. Кандидат педагогических наук, проректор МГПУ Кирилл Баранников рассказал, какие трансформации происходят сегодня в школьном образовании. О пяти достижениях китайской системы образования рассказал Нин Хуайин, доцент Тяньцзиньского университета иностранных языков, директор Института Конфуция ВСГПУ с китайской стороны, кандидат филологических наук. Универсальными ценностями в поликультурном образовательном пространстве и золотыми правилами работы Международной школы в Турции поделился Мучахит Секин, магистр образования по направлению «Планирование и лидерство», директор Стамбульской Международной Школы. Среди выступающих также были: Биргит Шеффлер, представитель организации ZFA (Центральное управление школьных учреждений за рубежом) в Москве (Германия), София Ланфранкони, член правления Международной Ассоциации школ (Швейцария) и другие эксперты. Они обсудили, в частности, значение международного сотрудничества для учебных заведений и влияние геополитики на педагогическое сообщество. Важной частью стал обмен наработанным опытом и новыми идеями.«Пандемия высветила проблемные стороны высшего образования. Если раньше всё, что происходило за закрытыми дверями лекционной аудитории, было внутренним процессом между студентами и преподавателем, то при дистанционном формате обучения стало достоянием широкой общественности. Особое значение приобретает методическая и педагогическая подготовка преподавателей университетов. Цифровизация образования открывает новые широкие возможности для повышения эффективности и качества высшего образования. При этом пользоваться новыми технологиями необходимо „с умом“. Никогда цифровые технологии не смогут полностью заменить живое общение. Полный переход обучения в онлайн возможен и целесообразен только в кризисных ситуациях».
Помимо профессиональных лекций гостей и участников мероприятия ждали дискуссии и обучающие мастер-классы, на которых произошло знакомство с известными практиками ускоренного обучения, STEM-технологиями, функциональной грамотностью. Спикеры поделились своими образовательными методиками и подходами, которые уже проверили на практике. Также состоялась презентация новейших разработок от популярных производителей инновационных образовательных решений.
Алексей Нечаев акцентировал внимание на практикоориентированном подходе в образовании, воспитании «людей интереса». По его мнению, сегодняшней системе образования мешает чрезмерный академизм, не привязанный к практике.
«Люди учатся тогда, когда знания нужны им как ресурс для того, чтоб начать действовать. Поэтому мы сторонники деятельностного образования», — подчеркнул он.
III Международная педагогическая конференция уже запланирована на весну 2024 года.
Фотографии: ОАНО Школа «НИКА»