В конце февраля Владимир Путин призвал вернуться к традиционной базовой подготовке специалистов с высшим образованием. Неделю спустя помощник президента конкретизировал, как будет выглядеть новая система.
Дипломы выпускников высших учебных заведений со степенью бакалавра будут приравнены к дипломам о полном высшем образовании. Об этом в эфире «России 24» заявил помощник президента, экс-министр образования Андрей Фурсенко. «Бакалавры — это специалисты, которые получили высшее образование», — уточнил Фурсенко.
Говоря о реформе системы высшего образования в России, он сказал, что в ней сохранится многоуровневость, то есть соответствие классификации ООН. «Люди, которые хотят работать на Западе, хотят занимать какие-то места, должности… Где-то требуется диплом бакалавра, где-то диплом магистра. И у нас есть определенные соответствия. Есть международные договоры, которые устанавливают эти соответствия со многими странами», — отметил Фурсенко и уточнил, что такой порядок будет действовать и далее.
О том, что же изменилось и как понимать его слова, Business FM спросила у представителей ведущих российских вузов.
Ректор МГПУ, бывший заместитель министра образования Игорь Реморенко:
«Бакалавриат и ранее был полным высшим образованием. Не стоит эту фразу воспринимать, что его наконец назовут полным высшим образованием, он всегда был полным высшим образованием. Идеи, которые прозвучали, говорят о большей гибкости системы образования: есть и такие, и такие программы. Гибкость в том, что появится больше пятилетних программ. Мы в последние годы наращиваем пятилетний бакалавриат, может быть, переназовем его в специалитет. Это когда в педагогическом образовании дается сразу два профиля: например, учитель русского языка и литературы, или начальная школа, английский язык, или информатика и математика. Такие разные сразу два профиля — это пятилетний бакалавриат, а не обычный четырехлетний бакалавриат. Каждый год туда идет все больше студентов, потому что более гибко можно определиться. Подобного рода гибкие программы, где четыре-пять, может быть, даже шесть лет, становятся более разнообразными. Также прозвучало, что после специалитета можно будет поступать в бюджетную магистратуру, раньше нельзя было».
Ректор РГГУ Александр Безбородов:
«Речь идет о том, что в системе высшего образования магистратура имеет особые учебные планы, где значительное внимание по часам, по организации учебного процесса уделено научно-исследовательской работе. Эта возможность научно-исследовательской работы в спокойной обстановке в течение двухгодичного цикла очень важна, мы длительное время были лишены такой возможности. Все вузы, которые дорожат своей репутацией, приглашают в магистратуру абитуриентов, это же тоже конкурсы, приглашают на преподавание в систему магистратуры своих вузов лучших преподавателей высшего уровня: это доктора наук, профессора и очень опытные, творчески настроенные доценты. Магистратура имеет очень серьезные резервы для развития. Я думаю, это будет максимально использовано и после четырехлетнего образования, и после пятилетнего. Это реально усиливает интерес молодых людей к научно-исследовательской деятельности».
Председатель Всероссийского студенческого союза Олег Цапко:
«У нас есть предубеждение, особенно у более взрослого поколения, что бакалавриат — это неполное высшее образование. По факту это не так. Все-таки это полноценное высшее образование. Просто, наверное, чтобы работодатели не дискриминировали будущих выпускников бакалавриата, государство изначально приравнивает [и заявляет], что это будет признаваться как полноценное образование. Я не думаю, что студенты будут особо переживать по этому поводу, наоборот, получается больше возможностей: у нас есть бакалавриат и магистратура, есть условное возвращение к традиционным срокам в специалитете. Будет работать и то, и другое, и третье, то есть выбор остается. Если серьезно разделить, бакалавриат — это базовое образование, которое человек получает, и он понимает, в каких примерно сферах он может работать, а магистратура — это более продуманное и практико-ориентированная и научно-ориентированная история».
В послании Федеральному собранию президент Владимир Путин предложил вернуться к традиционной базовой подготовке специалистов с высшим образованием. Срок обучения, по его словам, должен составлять от четырех до шести лет. Путин выступил за синтез «всего лучшего, что было в советской системе образования, и опыта последних десятилетий».
Как пояснил министр науки Валерий Фальков, механизм будет достаточно гибким: в одном университете в зависимости от потребностей работодателя может быть одна программа с разными сроками обучения.