Поддержание детской вопросительности — важная и сложная задача. Но как детское удивление превратить в вопрос? Как помочь ребенку развить наблюдательность и чувствительность к реальности? Об этом газете «Вести образования» рассказал Алексей Юшков, эксперт Института содержания, методов и технологий образования МГПУ.
Создавайте точки удивления
Философы утверждают, что мышление начинается с удивления.
Предложите первоклассникам поделиться своими наблюдениями и удивлениями.
Начинайте с простого. Вот головастики. Что в них особенного? Они живут под водой, а потом — на суше. Рыбы так не могут.
Вот улитка, которая ползет по вертикальной стене. А что здесь необычного? Так ведь лап нет, держаться нечем, а не падает.
А термиты — такие маленькие, а термитники такие невероятно огромные.
Превратите удивление в вопрос
Удивление должно воплотиться в вопросе.
Исследовательский вопрос — это вопрос, углубляющий знание о предмете. Он основан на том, что человек осознал: что-то противоречит имеющемуся у него опыту.
Вот мы обнаружили, что у божьей коровки есть большие прозрачные тонкие крылья, которые она прячет под жёсткими глянцевыми надкрыльями. Какие вопросы возникают по этому поводу? Дети спрашивают: «А как они складываются, почему они не мнутся, как, за счет чего разворачиваются?»
Улитка поднимается вверх по гладкой стене и не падает. Какой вопрос можно задать к этой ситуации? А почему (благодаря чему) не падает? За счет слизи? А почему сама к ней не прилипает? — спорят сами с собой первоклассники.
Монетка, нагретая на огне, не проходит в отверстие, в которое она проходила в холодном состоянии. Она увеличилась в размерах? Как это возможно? — удивляются второклассники. Это же не тесто на дрожжах.
Если нет вопроса — нет смысла заниматься исследовательской деятельностью.
Чтобы стать ученым, нужно уметь видеть противоречия.
Дайте детям время самостоятельно подумать
Познавательный вопрос — это вопрос, над которым интересно думать. И это — основа исследовательского поведения.
Поэтому не будем спешить отвечать на вопросы младших школьников. Ведь, отвечая на вопрос, взрослый прекращает возможность искать ответ для ребенка.
Запишите вопросы на доске и договоритесь, что обсудите ответы, которые они нашли, на следующем уроке или через неделю.
Ваша цель — зафиксировать проблему-противоречие в мыслях ребенка и держать паузу. И да, с занятия дети уйдут не только с ответами, но и с вопросами.
Чтобы искать ответы, предложите детям побыть наблюдателями
Как организовать учебные ситуации, в которых младшие школьники действуют как исследователи, ищущие ответы на свои собственные вопросы? Вариантов много.
Например, учитель приглашает второклассников в воображаемое путешествие по мангровым зарослям, в которых живут илистые прыгуны. Учитель предлагает ребятам предположить, кто такие илистые прыгуны?
Дети высказывают свои версии. Дальше учитель предлагает задать вопросы об илистых прыгунах и записывает их на доске.
После этого смотрим фильм про этих существ. Важно, чтобы фильм шёл без звука. Ведь настоящим исследователям никто не рассказывает, на что смотреть.
После фильма — обсуждение, кто нашел ответы на собственные вопросы.
Не давайте ответы, а предложите организовать настоящее исследование
Представим, в классе живет улитка-ахатина. В какой-то момент у многих третьеклассников возникает вопрос, что ахатина любит есть.
Обсудите, как это можно экспериментально выяснить. Разговоры с детскими группами тем хороши, что, обмениваясь мнениями, дети всегда предложат вариант подходящего опыта. Обязательно предложите зафиксировать результаты опыта: сделать фото или видео и рассказать о полученных результатах.
Ведь общественное признание — важный мотиватор даже для взрослых ученых. Недаром они пишут статьи и выступают на конференциях.
Важно вести такую работу, начиная с первого класса. В первом классе ребята учатся замечать интересное, особенное, удивительное.
Во втором — фиксировать противоречия между тем, что они увидели, и привычным, высказывать версии, почему это так; задавать вопрос и учителю, и самим себе: у нас несколько версий ответов, а как на самом деле?
В третьем-четвертом классах благодаря предыдущей работе дети уже сами, за пределами уроков, начинают формулировать вопросы, которые содержат противоречия и проблемы. Эти вопросы они приносят в класс для совместных обсуждений. Например, как из жидкого белка и желтка получается твердый цыпленок? Почему щупальце осьминога может вытягиваться очень далеко, а рука человека — нет? Может ли внутреннее ядро Земли сдвинуться в сторону, если вокруг него — жидкое внешнее ядро? Как Солнце может «гореть», если вокруг — вакуум и нет кислорода?
Так детская любознательность превращается в чувствительность к новой реальности, в интерес к исследованию, в умение поставить вопросы и находить на них ответы. Главное — не спешите давать собственные ответы.
Фото: Марина Каталакиди с фестиваля «Загадки природы»