Top.Mail.Ru

Рубрика Анастасии Белолуцкой: на выставку с подростком

Казалось бы, ответ на вопрос, надо ли ходить с подростками в музеи и на выставки, не вызывает сомнений: конечно, ведь это расширяет кругозор и развивает любознательность. Однако подростков 12−16 лет довольно редко можно застать за обсуждением как ярких выставочных проектов, так и постоянных музейных экспозиций. Почему же так происходит?

Семейный культпоход на выставку с тинейджером — нечастое явление. Не говоря уже о том, чтобы музей становился местом притяжения для самостоятельного времяпрепровождения школьников. Стайки подростков вне специально организованных групп можно заносить в Красную книгу как вымирающий вид. Поездки с классом, как будто, должны прививать вкус и привычку к культурному досугу, однако, как показывает практика, получается скорее наоборот: многие школьники после таких визитов говорят об отвращении к посещению музеев и выставок. Наши исследования показывают, что особенно скучными подростки считают художественные и литературные музеи. В естественно-научных и технических еще куда ни шло: что-то можно подергать или подвигать. А искусство… Стоять полтора часа и слушать про то, как гениально нарисовано море или куда в каком году переехал автор? Ну кто это, право, выдержит?

Сегодня мы запускаем новую серию материалов, полезную родителям, которые хотели бы, чтобы на предложение сходить в выходной на выставку, их подросший ребенок соглашался с радостью. А ведь такие совместные выходы — это отличный способ заниматься и своим развитием тоже. Все лучшее, конечно, детям, но и о себе же надо позаботиться. К слову, первое и главное условие успешного приобщения чада к миру искусства — ваша личная увлеченность предметом. Но не только она. Что еще важно?

Первое, от чего хочется предостеречь, это водить подростка (да и самому ходить) в музей ради галочки. К сожалению, совсем не редко приходится слышать, особенно почему-то от мам: «Ну все: посетили, галочку поставили, пошли дальше». Причем чем значительнее объект мирового наследия, тем чаще можно столкнуться с таким подходом. Соборы Венеции, замки Франции, пирамиды Египта, дворцы Петербурга, музеи московского Кремля — очень часто лишь фон для семейных фото в социальных сетях, которые делаются на бегу между кафе и сувенирной лавкой. Ключевая особенность возраста заключается в том, что подростки буквально «кожей» чувствуют фальшь и лицемерие. Если взрослый просто произнесет клише, типа: «Кто не был в Эрмитаже, того нельзя считать образованным человеком», то непременно столкнется с бунтом тинейджера. Никому не хочется «принудиловки» и «обязаловки», еще и поданной свысока, снобистским тоном. Культпоходы для галочки приводят к плачевно-комичным последствиям, когда на выходе с выставки выясняется, что человек не запомнил вообще НИЧЕГО, кроме того, были ли там лавочки, чтобы посидеть.

Итак, что же является отмычкой для культурных консервов? Рискну предположить, что есть всего два ключа: мышление и коммуникация. Проще говоря, нужно научиться видеть за выставочными экспонатами не абстрактные темы, а актуальные важные проблемы, которые интересно обсуждать друг с другом, используя материал выставки как отправную точку.

Например, тема музея космонавтики — это, естественно, космос. Но много ли найдется людей, которым просто интересно обсуждать луноходы и скафандры? А вот, например, попробовать вместе обсудить целесообразность огромных финансовых вложений в космические программы, когда результативность исследований не может гарантировать вообще никто, — это уже любопытно. Какие тут могут быть «за» и «против»? Стоит ли вынимать деньги из других статей бюджета на Земле, чтобы вычислить новую звезду, находящуюся за миллиарды лет от нас? Главное — не беспокойтесь: у Вас не должно быть заготовленного ответа. Вы, скорее всего, не эксперт по космосу. Смысл такого подхода как раз в том, чтобы после выставки сидеть в кафе или ехать в метро и непринужденно болтать об увиденном. Но чтобы разговорить подростка: а) проблема не должна быть очевидной; б) нельзя навязывать свой ответ; в) вопрос должен содержать противоречие, то есть быть проблемным; г) идеально, если в итоге проблема «опрокинется» на личный опыт человека.

Допустим, сходили в музей композитора Скрябина. Тема — музыкальный авангард XX века. Ну и кто, кроме специалистов, тут может поддержать разговор? А вот если предложить подростку поискать ответ на вопрос «где грань между новаторством и хулиганством?» или «в какой момент уличное хулиганство превращается в культурную акцию и наоборот?», то диалог не только завяжется, но и, вероятно, получится оживленным и интересным. А главное, что никакого правильного ответа быть не может. Его и у искусствоведов нет. Важно, чтобы состоялся обмен развернутыми рассуждениями, диалог между ребенком и родителем, который бы не сводился к вечному:

— Ну что, тебе понравилось?

— Нормально, — и шасть в телефон.

Вы, кстати, знаете, что картину, которую блогер Влад Бумага (А4) нарисовал ногой, купили за 400 тысяч рублей? А ваш ребенок, скорее всего, знает. И здесь, например, вы можете обсудить, чего в современном искусстве больше: смысла или пиара. Только помните, что морализаторства быть не должно. Важно научиться говорить на сложные темы. Продержитесь хотя бы минут 15−20, можете считать себя героем и выдающимся родителем. Серьезно.

Итак, давайте коротко резюмируем, зачем, кроме «галочки», можно ходить с ребенком на выставки:

  1. Отвлечься от насущных проблем. Главное, не добавить новых. В смысле не поссориться с чадом прямо в выставочном зале. Для этого, повторюсь, нужен отказ от принудиловки и разбуженное мышление. Мышление просыпается, когда сталкивается с противоречием. Об этом мы говорили выше. Если удалось продержаться, например, полчаса в кафе, разговаривая не об уроках и уборке в комнате, считайте, что вы в высшей лиге и чемпион по выстраиванию гармоничных отношений с тинейджером. Выставка или музей, как, впрочем, и театр или спортивное событие, дадут вам материал — общее переживание.
  2. Расширить кругозор за счет сопряженных тем по истории, литературе, географии, музыке, естественным наукам. Всегда интересно вплетать отдельные факты в общую картину. Здесь важно уметь подмечать детали, может и мелочи, которые когда-то вызвали у ребенка интерес, и опираться на них.
  3. Раскачать творческую жилку. Сейчас подростки очень ориентированы на собственное творчество, особенно визуальное. Это связано с особенностями современной видеокультуры. Обсуждение того, как и когда «ловил» вдохновение автор, какие приемы сам придумал, чем отличался от других, — все это может оказаться полезным. Отлично, если подросток вдруг достанет скетчбук и начнет что-то зарисовывать. Такое бывает — видела неоднократно. Вот здесь — не спугните. Это момент, чтобы замолчать и отойти.
  4. Научиться говорить о сложном. Искусство не самоцель. Это очень хороший неоднозначный, символический материал, на котором можно научиться строить сложные высказывания. Любая художественная выставка — это хитросплетение психологического материала, визуальных решений, драматических судеб и исторических обстоятельств. Хоть 3−5 самостоятельных фраз на эту тему — уже большая победа.
  5. Не забываем и об особенностях возраста. Подростков больше всего волнует самоопределение и поиск собственного призвания. Возможно, вы заметили, что именно эту тему эксплуатируют мультсериалы и подростковые фильмы (Pixar, Disney) с огромными бюджетами. Они знают, что делают. Заметим, что большинство писателей, художников, ученых отличаются внезапными поворотами биографий: учился одному, а стал совсем другим. Почему? Как так произошло? Родители давили, а он взбунтовался? Это зацепит гарантированно. И не надо бояться антиэффекта. Ваш искренний интерес к внутреннему миру ребенка — залог успешных отношений. Главное, чтобы вас туда пустили.

Думаю, что наша новая рубрика здесь окажется всем в помощь. Я люблю посещать выставки и часто делаю это со старшей дочерью-подростком. Буду ходить, а потом рассказывать вам, что где происходит интересного. Заодно поговорим о том, что там можно обсудить.

Рубрика «На выставку с подростком»

Автор: Анастасия Белолуцкая, заведующая
лабораторией оценки профессиональных
компетенций и развития взрослых НИИ УГО МГПУ


Персоны



В МГПУ завершилась одиннадцатая Школа КВН


21 ноября 2024 г.


По итогам трехдневного обучения от опытных игроков более 30 студентов стали частью сообщества КВН МГПУ

«В сотрудничестве сила»: Анна Данилина о «Школе в ФОКУСе»


21 ноября 2024 г.


Эксперт МГПУ рассказала об итогах сессии методического объединения, прошедшей на конференции «Школа в ФОКУСе. Фокусы для школы»