«Что же такое театр? О, это истинный храм искусства!»
Виссарион Белинский
17 января 1863 г. в Москве родился Константин Сергеевич Станиславский — театральный режиссер, вошедший в историю как великий реформатор театра. Он стал создателем актерской системы, которая уже более 100 лет остается актуальной и широко используется не только в России, но и за рубежом.
Он был больше, чем просто артист, режиссер и педагог — он смог перевернуть существовавшие представления о драматургии в театре и заставил весь мир играть по-другому. До сих пор, выходя на сцену, актеры думают о том, как бы оценил сам Станиславский их работу, а тот театр, который мы сейчас видим, сформировался благодаря К. Станиславскому.
Вместе с В. Немировичем-Данченко в 1898 г. он создал Художественно-общедоступный театр, который с 1901 г. стал называться Московский художественный театр (МХТ). Это был кардинально новый по тем временам театр, основатели которого боролись с рутиной и театральными штампами — их главной задачей было избавиться от наигранности на сцене и показать настоящую жизнь с естественными героями и эмоциями.
Как зародился театр и что изначально им называли? Почему женщины не участвовали в древнегреческих постановках? Отличаются ли российские театры от зарубежных? Что изменилось в театральной сфере с появлением Станиславского? На эти и другие вопросы ответит тематическая подборка материалов МЭШ, подготовленная специалистами ИСМиТО МГПУ к 160-летию со дня рождения К. Станиславского.
История зарождения театра
Принято считать, что новый вид искусства появился в 534 г. до н.э. благодаря Дионису — богу виноделия, которому поклонялись древние греки. Несколько раз в год они устраивали мистерии в его честь и обязательно показывали сценки по мифологическим сюжетам.
На сцене могли играть любые желающие из обычных жителей, но при этом только мужчины. При помощи костюмов и различных масок они перевоплощались в женщин, богов, царей и даже нищих. Именно эти маски давали понять эмоции героев, добрые они или злые, больные или здоровые, мужчина это или женщина.
В древнегреческом театре существовали только трагедии и комедии, между собой жанры никогда не смешивались. Комедии, как правило, высмеивали современных для зрителей политиков, а трагедии показывали подвиги мифологических героев или сцены их смерти, например.
Еще одна особенность, присущая театру Древней Греции, — это котурны, специальные сандалии на высокой подошве, которые актеры надевали в том случае, если исполняли роли представителей высших сих. Таким образом, возвышая героя физически, афиняне выделяли божество среди других простых персонажей.
Сценарии урока «В театре Диониса» и «В афинском театре» подробно знакомят с древнегреческим театром, рассказывают об особенностях его устройства, называют самые известные имена авторов пьес и даже наглядно показывают, как выглядели знаменитые маски, без которых невозможно представить театр Диониса. А для тех, кто уже знаком с устройством такого театра, будет интересно выполнить задания из приложения «Афинский театр».
Английский театр в эпоху Шекспира
До середины XVI в. в Лондоне не существовало специальных зданий для проведения спектаклей, а актеры были бродягами. Только в 1558 г. был издан указ о том, что бродячие актеры обязаны стать участниками труппы под покровительством знатных людей. При этом первое постоянное здание для проведения спектаклей («The Theatre») было построено в 1576 г. Постепенно строилось все больше и больше театров, и уже в 1599 г. труппа, в которой состоял Уильям Шекспир, стала инициатором строительства общедоступного театра «Глобус». Подробнее об этом можно узнать из видео на английском языке «The Globe Theatre and Sam Wanamaker Playhouse».
При этом, как и в Древней Греции, в Англии эпохи Возрождения все актеры были исключительно мужчинами по религиозным соображениям. А тем, кто хорошо знает, какие существуют виды современных театров, будет интересно проверить свои знания в приложении «Виды театров».
Для театра Англии эпоха Шекспира была очень важной и знаменательной, но кроме него процветанию этого направления способствовали и такие драматурги, как Роберт Грин, Фрэнсис Бомонт, Джон Флетчер, Томас Кид и многие другие. А о том, как складывается современная история английского театра, рассказывается в видео «Theatre in London». Тем же, кто хорошо разбирается в театрах всего мира и сможет соотнести их фотографии с названиями, предлагаем проверить себя в приложении «The most famous theatres of the world».
Театральная деятельность в России
Русский театр ведет свою историю еще с древности — элементы театрального действия встречались в различных языческих обрядах. Позже появились скоморохи, которые выступали на ярмарках и развлекали народ своими представлениями. В XVII в. стали популярны домашние театры, а профессиональный театр стал формироваться при дворе царя Алексея Михайловича.
Первый спектакль был организован в 1672 г. в специально построенном для этого здании в царской резиденции, а в течение следующих четырех лет постановки проходили регулярно. И только в 1702 г. по указу Петра I начал работу первый государственный публичный театр на Красной площади, а первый постоянно действующий театр появился в 1752 г. в Санкт-Петербурге. Приложение «Словарные слова на тему „Театр“» будет интересно тем, кто хорошо разбирается в современных театральных терминах.
Дальнейший период с конца XVIII в. и до начала XX в. ознаменовался появлением режиссерского театра и новых эстетических концепций, в то же время большая часть театров перешла на государственное попечение. Приложение «Театр в России» поможет проверить свои знания по теме «История и становление российского театра».
Один из самых главных театров нашей страны — Большой театр, основанный в 1776 г. и ставший впоследствии национальным достоянием страны. Нельзя переоценить значение знаменитого храма искусства, начинавшегося как частный театр. Можно лишь наслаждаться бессмертным творчеством и любоваться великолепным зданием, ставшим выдающимся образцом русской архитектуры, центром мировой оперы и балета. О том, как он был создан, почему назывался «петровским» и зачем перестраивался не один раз за многовековую историю своего существования, рассказывается в видео «Большой театр» и «История Большого театра», а одноименное приложение и приложение «Спряжение глаголов. Большой театр» помогут проверить себя.
А тем, кто уверен в своих познаниях о других московских театрах, будет интересно проверить себя на английском языке при помощи приложения «Theatres and Museums of Moscow».
Вклад К. Станиславского в театральную деятельность
Константин Станиславский (настоящая фамилия — Алексеев) родился в многодетной купеческой семье, а свою сценическую деятельность начал еще в юности, выступив впервые в домашнем любительском спектакле в 14 лет. В конце 1880-х гг. он стал одним из основателей Общества искусства и литературы, в котором реализовал своей актерский талант. Позже совместно с В. Немировичем-Данченко основал легендарный Художественный театр, на сцене которого он смог воплотить идеи, определившие искусство сцены XX в. и ставшие необходимыми для проведения театральной реформы. О том, какое отражение эта реформа нашла в работе театров по всему миру и как повлияла на них, расскажет видео «Станиславский К.С.». Учебное пособие «Программа элективного курса „Театр, балет, кинематограф. Средства художественной выразительности“» подробно познакомит с биографией К. Станиславского и поможет развить компетенции в области освоения российского культурного наследия, а также умение ориентироваться в различных сферах художественной культуры. А в видео «К.С. Станиславский на репетиции. 1938 год» можно посмотреть на мастера в работе.
Одна из его знаковых постановок — «Синяя птица» по пьесе М. Метерлинка, премьера которой состоялась в сентябре 1908 г. на сцене МХТ. Станиславский определил главные принципы спектакля: юмор и трогательный лиризм — и провел большую новаторскую работу как на уровне режиссуры, так и в отношении остальных участников постановки — художника-постановщика, композитора, ансамбля актеров. Это единственная пьеса, поставленная великим реформатором, которая дошла до наших дней. Историю этого спектакля и отрывок из него можно посмотреть в видео «Век Станиславского. Синяя Птица», а аудио «И. Сац. Тема из спектакля „Синяя птица“ МХАТ СССР им. М. Горького (автор пьесы М. Метерлинк)» поможет прочувствовать эту волшебную атмосферу.
Помимо Художественного театра, был создан Московский Музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко, однако изначально это было два отдельных театра, ведущих свою деятельность на одной площадке, — Оперный театр под художественным руководством К. Станиславского и Музыкальный театр под художественным руководством В. Немировича-Данченко. Несмотря на разные направленности театров, их руководители считали, что все равно они занимаются одним делом, поэтому после смерти своего друга В. Немирович-Данченко обратился к правительству с просьбой объединить эти два театра в один и назвать его двумя именами, потому что ему было важно сохранить то, что делал Станиславский. Подробную историю этого театра, что с ним происходило в годы Великой Отечественной войны и с какими именами связан этот театр, рассказывается в видео «Московский Музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко».
«Если бы смысл театра был только в развлекательном зрелище, быть может, и не стоило бы класть в него столько труда. Но театр есть искусство отражать жизнь».
К. Станиславский