Кампусы университетов с одной стороны часть городского ландшафта, с другой — часть закрытого от общества вуза. Как в тесной дружбе объединить город со студгородками, а городские сообщества с университетскими? Ученые НИИ урбанистики и глобального образования МГПУ, заведующая лабораторией Елена Иванова, научный сотрудник Екатерина Барсукова и ведущий научный сотрудник Елизавета Маякова рассказали порталу «Образование в России» о своей работе «Исследование потребностей городских сообществ и возможностей взаимодействия кампусов университета с ними».
Предметом исследования стали неформальные городские объединения, которые возникают по общим интересам и территориальному принципу: сообщество мам ВДНХ, группа бегунов района Измайлово или садоводов из Ростокина. Руководитель научной работы, заведующая лабораторией образовательных инфраструктур НИИ урбанистики и глобального образования МГПУ Елена Иванова отметила, что стихийные и самодостаточные объединения постепенно становятся движущей силой и неотъемлемой частью городской среды. У них появляется потребность в коммуникации с городской инфраструктурой: снять зал для встречи, провести тренинг со специалистом, получить консультацию по интересующей тематике, подключить волонтеров к мероприятию.
В свою очередь у самих вузов есть потребность выходить во внешнюю среду. Студентам нужен материал для исследований и место для прохождения практики, многие готовы заниматься волонтерством. Преподаватели ведут научную деятельность и имеют компетенции в разных областях, которыми могут делиться. Инфраструктура — спортзалы, библиотеки, коворкинги — «заточена» под большие аудитории.
Так почему бы двум этим вселенным не найти точки соприкосновения? Очевидно, что сотрудничество может быть взаимовыгодным.
Западные студгородки
Идея кампуса как «города в городе» не нова. За рубежом университетская территория — это полноценный студенческий городок. Студенты в кампусе могут перекусить, посидеть с книгой, потусить с друзьями. При этом студгородки открыты. Так, в Кембридже на территорию пройти может любой. Там проводят экскурсии по зданиям, показывают архитектуру, рассказывают про историю. Можно купить мороженое и кофе в студенческой столовой, почитать книгу в библиотеке.
А в Вашингтонском университете (Сиэтл, США) архитекторы решили наполнить новые здания кампуса коммерческими функциями. На цокольных этажах работают кафе, ресторан, оздоровительный центр и конференц-зал, открытые как для жильцов общежитий, так и для горожан. Здесь же решаются и вопросы комфортной городской среды — в расположенных рядом общественных пространствах спроектирован карманный парк и сквозной двор одного из зданий.
Кроме того, западные университеты четко нацелены на выполнение так называемой «третьей миссии» — социальной функции наряду с обучением студентов и научно-исследовательской деятельностью. Количество контактов с городской средой, городские коллаборации и взаимодействие студентов с городом становятся критерием эффективности преподавательской деятельности, наряду с ведением исследовательской работы и написанием статей.
В России такие случаи пока нельзя назвать системными
Один из камней преткновения — регламент безопасности — вуз, как образовательная организация, должен его выполнять. На входе в здания — контроль, вход по паспорту.
Еще одним фактором, который притормозил уже наладившиеся было связи с городской средой, стал COVID-19. Так, в корпусе МГПУ на Садовой-Самотечной, 8 открыли кафе, в которое был вход как из самого университета, так и с улицы. Горожане с удовольствием заходили посидеть в кафе, благо, ассортимент был достойным и ориентированным на здоровое питание. Место стало популярным у офисных работников и обычных прохожих — в тех краях не так много заведений, где можно быстро и недорого поесть. К тому же, в кафе был приятный и современный интерьер, появились свои завсегдатаи. Но во время пандемии заведение закрылось, и пока неизвестно, сможет ли возобновить работу. Хотя спрос явно есть.
Большой потенциал есть и у обширной территории корпусов МГПУ рядом с Измайловским парком в районе Ивановское. У местных жителей и сообществ в этом районе не такой большой выбор досуговой и культурной инфраструктуры. Поэтому сформировался четкий запрос на предложения, связанные с досугом: спорт, коворкинг, кафе, возможность оставить детей на время под присмотром. Некоторые запросы университет вполне может удовлетворить: жители района уже приходят заниматься в тренажерный зал находящегося тут Института естествознания и спортивных технологий МГПУ и на лекции в открытый для всех желающих научный парк.
Такие примеры есть, но они пока не системны. Исследование показало, что запрос взаимодействия вуза с городскими сообществами актуален, лишь встает вопрос, как правильно его реализовать.
Открыться городу
Когда университет принимает решение о взаимодействии с сообществами, сразу же требуется решить несколько не самых простых для большой структуры задач. Прежде всего, нужно создать единый центр, где будут обрабатываться и распределяться по разным кампусам университета запросы сообществ. Также нужно разработать алгоритм оформления пакетных услуг (образовательных, инфраструктурных, волонтерских) и разовых предложений, а также придумать, как коммерциализировать взаимодействие в случаях, когда речь идет не об открытых для всех желающих дворах кампусов, а о лекциях и занятиях с экспертами.
В процессе исследования стало ясно, что неформальные городские сообщества нацелены скорее на разовые, а не на длительные договорные отношения. Если им нужна услуга, они ожидают максимально простую схему: пришел без записи, оплатил любым удобным способом, позанимался спортом, получил диагностику состояния здоровья или психологическую консультацию и отправился дальше заниматься своими делами без необходимости подписываться и оплачивать заранее год или даже месяц подобных услуг. Такая гибкая система требует отработки единых финансовых механизмов.
Нужен сотрудник — администратор, комьюнити-менеджер — который будет наделен полномочиями для работы с городскими сообществами. Такие специалисты, как менеджеры сообществ, которые занимаются формированием культуры добрососедства и экономикой объединения горожан, встречаются уже в некоторых девелоперских компаниях. Их миссия — объединять людей, которые живут в одном квартале, чтобы они могли не только налаживать социальные связи на новом месте жительства, но и начать малый бизнес, обустраивать сообща свой район. Университеты могли бы воспользоваться подобной практикой и собирать сообщества горожан вокруг своих кампусов.
И последний по счету, но не по важности пункт: студенты, преподаватели и сотрудники университета должны быть заинтересованы в реализации «третьей миссии» вуза, а не воспринимать ее как «обязаловку» и ненужную дополнительную нагрузку.
Со студентами проще. Для многих такая деятельность может стать частью их исследования в рамках магистерской или бакалаврской выпускной работы, студенческого реферата. Они выходят в город, проводят исследования, отрабатывают практики. Студенты в принципе более подвижны, они могут включаться в городскую тематику, им это интересно. С преподавателями сложнее — как минимум, они больше загружены, а значит, для их включения во взаимодействие с городским сообществом нужно пересмотреть их нагрузку и, возможно, предусмотреть дополнительные бонусы за подобный «городской» контакт.
В целом, проведенное МГПУ исследование показало, что запрос на подобное взаимодействие есть как со стороны городских сообществ, так и со стороны университетов. Многие даже пытаются, правда, пока не системно, а, скорее, интуитивно выстраивать подобные связи. И работа МГПУ — первый шаг к тому, чтобы все участники взаимовыгодного сотрудничества, наконец, увидели друг в друге партнеров. Тогда и технические вопросы решатся — ко всеобщему удовольствию.