В работе интерактивного семинара «Привлечение к диалогу. Методы убеждения», который проходил в дистанционном режиме 7 декабря 2022 года17.00−18.30, приняли участие 37 человек из числа магистрантов и бакалавров института специального образования и психологии (14 человек), учащиеся и учителя школы № 2055 (5 человек), учащиеся колледжа российского биотехнологического университета (13 человек), сотрудники из Центра «Моя планета» для детей с РАС (4 человека) и другие.
На семинаре были рассмотрены вопросы: сущность конфликтов в образовательной среде, исследование способов разрешения конфликтов, позитивные и негативные способы разрешения конфликтов, сущность диалогового сотрудничества, методы убеждения, техники убеждения, правила аргументации и убеждения, технология конструктивного спора и принятия решений, вербальные и невербальные приемы и методы активного слушания, специфика применения методики «психологического веса».
На семинаре выступила магистр группы ПСК-211м института специального образования и психологии МГПУ Александра Шахова на тему: «Способы решения конфликтов», где она подробно рассмотрела факторы и причины конфликтов, в том числе в образовательной среде, конфликтогены, способы разрешения конфликтов, сущность позитивных способов разрешения конфликтов и негативных способов решения конфликтных ситуаций, обосновала необходимость овладения технологией конструктивного диалога.
Далее выступил Иванов Александр Владимирович, доктор педагогических наук, профессор кафедры общей и практической психологии института специального образования и психологии МГПУ, который раскрыл, используя презентацию, методы убеждения, например: фундаментальный метод представляет собой прямое обращение к собеседнику, которого мы знакомим с фактами и сведениями с использованием цифровых сведений, которые выглядят более убедительно; метод противоречия основан на выявлении противоречий в рассуждениях; метод сравнения придает выступлению исключительную яркость и большую силу внушения; метод «да… но», который позволяет рассмотреть и другие стороны решения; метод игнорирования (факт, изложенный собеседником, нельзя опровергнуть, но его можно проигнорировать) и другие; техники убеждения (дикция, выразительное произношение (правильное оперирование логическими ударениями), громкость (в зависимости от аудитории), умение управлять своими жестами и мимикой, четкая логическая структура речи, наличие пауз, кратких перерывов), правила аргументации и правила убеждения, технологию проведения конструктивного спора и принятия решений, с помощью слайдов рассказал об использовании вербальных и невербальных приемов и методов активного слушания («ага-слушание», парафраз: «Если я тебя правильно понял, то ты говорил сейчас о …» и дальше своими словами воспроизводится смысл высказывания партнера; работа с пространственным и физическим контактом; преодоление препятствий; озвучивание чувств.
На примерах из педагогической практики раскрыл способы применения «психологического веса» (легкий вес, вес «спина английской королевы», вес с неохотой, тяжелый вес), разработанные К. С. Станиславским для обучения студентов, будущих актеров.
Участники семинара активно задавали вопросы на прояснение смыслов правил убеждения, использования невербальных методов в процессе общения и многие другие вопросы. При подведении итогов работы семинара слушатели с благодарностью отметили важность проведенного семинара в жизнедеятельности учителей, воспитателей, обучающихся