Top.Mail.Ru

Неделя сурдопедагогики

С целью обобщения и распространения научно-практического опыта в области образования и комплексной аудиолого-психолого-педагогической реабилитации детей и взрослых с нарушением слуха в Институте коррекционной педагогики РАО проходит неделя сурдопедагогики. На мероприятии институт специального образования и психологии представляют профессор кафедры специальной психологии и психолого-социальных технологий, д.пс.н. Богданова Т.Г., доцент кафедры логопедии, к.п.н., доцент Соловьева И.Л., ассистент кафедры специальной педагогики и комплексной реабилитации Олешова В.В.

В рамках Недели 22.12.22 состоялась Выставка-презентация российских разработок в сфере школьного образования детей с нарушениями слуха, технических средств и оборудования для обучающихся с нарушениями слуха. По поручению издательства «Просвещение» линию учебников Соловьевой И. Л., Жеребятьевой Е. А по математике для глухих обучающихся представляла Соловьева И. Л. В своем выступлении Ирина Леонидовна подняла важнейшие вопросы современных подходов к формированию начального математического образования глухих обучающихся на ступени начального общего образования. В этой связи математика рассматривается как часть единого образовательного процесса, где формируются единые для всех уроков для глухих обучающихся специфические на математике предметно-практические метапредметные компетенции. Эта линия крайне важна для всей сурдопедагогической общественности как важнейшая часть наследия Сергея Александровича Зыкова, Татьяны Сергеевны Зыковой, Людмилы Петровны Носковой. Вспомним Алексея Ивановича Дьячкова, создателя системы математического образования глухих школьников, позволившей им осуществить обучение на рабфаках, а затем и в лучших университетах Москвы, Томска, Новосибирска.

Учебники по математике позволяют организовать естественные учебные ситуации, это еще один важный компонент предметно-практического обучения, так как решение текстовых сюжетных задач настраивает ребят на смысл их решения разными способами. Включены задания типа «напиши в тетради вопрос», «реши задачу одним способом», «придумай другой вопрос», «найди другой способ решения». Выполняя математические поручения: «положи на парту столько-то учебников», «положи ещё один учебник», «составь задачу», ребенок включается в коммуникативную деятельность.

«Как ты думаешь, можно составить задачу?» Думаю, да! —  можно составить задачу. Придумай сам вопрос. Скажи, а можно не составлять задачу, можно сказать просто об этой ситуации, не пересчитывая? Да, но тогда — это не будет математикой, а задание на уроке русского языка. Значит нужно задачу решать". Так ребенок впервые совершает осмысленную мыслительную операцию — это будет логическое размышление, которое очень тяжело приходит к нашему неслышащему ребёнку.

Учебники по математике содержат примеры контрольно-измерительных материалов (КИМов). Они позволяют учителю отслеживать динамику освоения математических компетенций школьников на простых примерах: выполнения рисунка к задаче, краткой записи условий задачи и т. д.

Для словесной речи неслышащих школьников характерно наличие речевых недочётов — это нарушение требования к коммуникативной целесообразности речи, связанное с понятием хорошая речь, то есть богатая выразительная и вариативная. Для речи глухих школьников характерен неудачный порядок слов в предложении, употребление лишних слов, нарушение лексической сочетаемости, бедность речи, неразвитость её синтаксического строя, употребление близких однокоренных слов. Важно, что эти значимые факторы речевой депривации, как правило, сопровождают человека глухого в течение всей его жизни, но не мешает ему создать собственного траекторию непрерывного образования, хотя, по существу, нивелируются только в высшем профессиональном образовании.

Факторы речевой деприваций должны учитываться при специфике отбора текстов формулировок заданий в современной линии учебников. Специфика трудностей в обучении глухого обучающегося, возникающих в результате нарушения речевого общения, создает своеобразие его психического развития. В таких случаях обучающийся может не понимать обращённых к нему объяснений учителя, он может не понимать прочитанного текста, часто оказывается лишённым возможности выразить даже самую элементарную мысль. Это обуславливает целесообразность использования в обучении специальной линии учебников по начальному математическому образованию. Что способствует развитию языковой грамотности неслышащих обучающихся, организации их успешной коммуникативной деятельности с учетом особенностей учебной и жизненной ситуации, культурного речевого общения, готовности осмысленного использования языковых средств при создании устных и письменных высказываний, текстов разных задач и математических поручений. Повествования, рассуждения, доказательства информационных высказываний развивает языковое чутьё, языковую интуицию, языковую компетентность, чувство языка и врождённую грамотность. Недаром некоторые математики были великими поэтами: Михаил Васильевич Ломоносов, Софья Васильевна Ковалевская. Николай Иванович Лобачевский!



В ИИЯ подвели промежуточные итоги «Лиги исследователей»


27 ноября 2024 г.


В ряде секций ИИЯ открытой студенческой конференции «Лига исследователей 2024» уже подвели итоги

Доцент ИИЯ в полуфинале Всероссийского конкурса «Знание. Лектор»


27 ноября 2024 г.


По итогам оценки пяти проведенных лекций, посвященных проблеме происхождения языка, основным языковым уровням и их специфике, доцент кафедры китайского языка Софья Маннапова прошла в полуфинал конкурса