Чему и как учатся современные педагоги? Отличаются ли стратегии повышения квалификации у пожилых и молодых учителей? Чему «начинающие» могут научить опытных? Об этом газете «Вести образования» рассказала директор Центра экономики непрерывного образования (ЦЭНО) РАНХиГС, доктор экономических наук Татьяна Клячко, доцент дирекции образовательных программ МГПУ, доктор педагогических наук Ольга Мачехина и другие эксперты из сферы образования.
Кадры, а не деньги решают все?
Недавно специалисты Центра экономики непрерывного образования (ЦЭНО) РАНХиГС представили свои исследования на тему о том, какие факторы оказывают наибольшее влияние на образовательные результаты учащихся (принимались во внимание результаты ОГЭ и ЕГЭ).
Вывод ученых оказался несколько неожиданным: существенного влияния финансовых, материально-технических, информационных ресурсов на результаты образования не выявлено, зато большое значение имеет кадровый потенциал и предметные затруднения учителей.
Тревожным сигналом специалисты считают увеличение среднего возраста учителей, особенно среди преподавателей естественнонаучных дисциплин — физики, математики, химии. За последние пять лет в полтора-два раза сократилось количество детей, выбирающих профильную математику.
Кроме того, негативно сказывается на образовательных результатах и нагрузка педагогов: там, где она возрастала, молодых специалистов становилось меньше, они уходили из школы в поисках лучшей доли. Но ведь именно с молодыми учителями связаны надежды на инновации в системе образования.
Желаемое и действительное
Как выяснили ведущие эксперты Центра общего и дополнительного образования им. А.А. Пинского Института образования НИУ ВШЭ Сергей Заир-Бек и Татьяна Мерцалова, молодые учителя чаще пожилых фиксируют отсутствие стимулов для профессионального развития, имея в виду не только доходы, но и возможности вести более сложные программы. Они не видят поддержки со стороны администрации, а потому не уверены в том, что смогут внедрить те инновации, которым они научатся на курсах.
Повышению квалификации как главному ресурсу инновационных изменений в последнее время уделялось особое внимание. В количественном плане здесь действительно удалось достигнуть значительных успехов: доля учителей, которые за последние три года не участвовали ни в каких мероприятиях по профессиональному развитию, колеблется на уровне статистической погрешности. Но ученым было важно проанализировать качество полученной подготовки и ее соответствие запросам педагогов.
По словам Татьяны Мерцаловой, наиболее эффективными оказываются те курсы, которые учителя сами нашли и выбрали под свою собственную проблему, а не те, на которые их послали «по обязаловке». В последнем случае получается так, что учителя проходят курсы для галочки, не покрывая имеющихся у них дефицитов. Например, по данным анкетирования, не более 4% педагогов признают отсутствие у себя глубоких знаний в своей предметной области и требований ФГОС, но именно на курсы этой тематики их чаще всего посылает школьная администрация.
В то же время большинство учителей отмечают недостаток навыков и методик работы с учащимися, имеющими проблемы в развитии и поведении, но только 7% смогли удовлетворить эти запросы.
Сергей Заир-Бек отметил, что учителям чаще всего предлагаются курсы по обучению базовым компьютерным навыкам, в то время как они испытывают потребность в овладении цифровой дидактикой.
На различия в «желаемом и действительном» обратила внимание в своем недавнем выступлении и директор Корпоративного университета московского образования Маргарита Русецкая. Например, самыми востребованными в 2022 году стали программы по таким темам, как: сохранение здоровья учащихся, воспитательная работа, обеспечение безопасности, управление образовательными организациями.
Между тем опрос столичных учителей и руководителей школ показал, что наибольшие дефициты они испытывают по таким направлениям, как психолого-педагогические и коммуникативные навыки (на это указали 76% анкетируемых), 15% отметили у себя недостаток методических компетенций, 5,6% считают необходимым пополнить свои знания в области цифровых технологий. То есть наблюдается некоторое несоответствие между имеющимися дефицитами и предлагаемыми программами повышения квалификации, что заставило специалистов заняться их анализом и пересмотром.
Крепостное право или право выбора?
Сегодня конкуренция на рынке дополнительного профессионального образования очень высокая: помимо традиционных Институтов повышения квалификации, которые сегодня переименовались в Институты развития образования, есть центры непрерывного повышения профессионального мастерства, вузы, стажировочные площадки на базе школ, всевозможные онлайн-курсы, позволяющие повысить свой профессиональный уровень на площадках других регионов и даже зарубежных стран. Есть масса частных организаций. И тем не менее при таком широком спектре разнообразных опций 8,3% педагогов, принимавших участие в исследовании НИУ ВШЭ, отметили, что не нашли интересных для себя предложений, а 12% нашли, но выбранные ими организации не выдают сертификаты установленного образца, необходимые для прохождения аттестации на получение первой или высшей квалификационной категории. Такие документы выдают только институты повышения квалификации того региона, в котором проживает педагог.
«Здесь действует принцип „деньги должны оставаться в семье“, но это крепостное право пора отменять, тем более что программы ИПК часто не выдерживают никакой критики. Надо предоставить учителю право выбора», — считает Заслуженный учитель РФ, директор московской школы № 109 Евгений Ямбург.
И это существенный барьер на пути профессионального развития, который создает почву для монополизации рынка «официальными» структурами типа ИПК, ИУУ, ИРО и других, как бы они ни назывались.
Татьяна Клячко смотрит на эту ситуацию оптимистично: «Наличие конкуренции на рынке дополнительного профессионального образования заставляет локальных монополистов развиваться. В то же время в ряде случаев педагоги предпочитают обучиться на тех курсах, которые им интересны, даже за свой счет, и не для получения заветной корочки, а для овладения теми компетенциями, которые им действительно необходимы. В одном из наших исследований на вопрос: „Готовы ли вы оплачивать полезное повышение квалификации?“ утвердительно ответили около 15% респондентов, не исключили такой возможности порядка 40%». «Методическая поддержка становится важным стимулом как для опытных, так и для начинающих учителей, но надо учитывать тот факт, что у тех и других разные подходы к проблемам, с которыми они сталкиваются, поэтому должны различаться и подходы к их обучению», — поясняет Татьяна Клячко.
Реверсивное наставничество против «школьной дедовщины»
О необходимости дифференцированных подходов к повышению квалификации учителей в зависимости от их возраста говорит и исследователь Академической лаборатории ООО «СберОбразование» Надежда Бысик. По ее мнению, следует более подробно проанализировать группу молодых учителей, в том числе в плане повышения квалификации и тех ресурсов, которые они используют. Не менее интересна, с ее точки зрения, и группа стажистов, которые часто не стремятся к профессиональному росту, считая, что достигли высот мастерства, но в то же время не торопятся делиться своим опытом с начинающими коллегами.
«Учителя старшего возраста часто используют в своей деятельности те методики, по которым их самих когда-то обучали, стараясь придерживаться проторенной колеи. А молодые стремятся применять новые способы обучения, которые находят отклик у школьников, но в то же время ставят под сомнение методики и опыт старших коллег, и по этой причине возникает конфликт между разными поколениями», — объясняет ситуацию Татьяна Клячко.
Возникает вопрос: неужели канули в прошлое традиции наставничества, взаимообучения, обмена опытом между разными поколениями учителей? Нет, оказывается, что на фоне отрицательных примеров «школьной дедовщины», когда учителя с большим стажем не дают развернуться инициативам молодых специалистов, есть и обнадеживающие практики. В этой связи особенно важной представляется тема реверсивного наставничества, о которой рассказала доцент дирекции образовательных программ МГПУ, доктор педагогических наук Ольга Мачехина.
Вот как она объясняет эту новую тенденцию: «Мы привыкли к традиционной модели наставничества в образовании, когда опытные возрастные педагоги берут на себя ответственность за то, чтобы ввести в профессию молодых коллег, которые недавно закончили вуз или работают небольшое количество времени. Они делятся с ними методическими идеями, организационными форматами. Но нередко так получается, что молодые педагоги тоже наработали какой-то педагогический опыт — например, вожатыми в летних лагерях, во внешкольных организациях.
Соответственно, они могут поделиться какими-то особенностями восприятия поколения, у которого иные ценности, иные традиции. Это и есть реверсивное наставничество — когда молодые педагоги передают свой опыт коллегам со стажем».
В больших школьных коллективах взаимодействуют представители разных поколений — от бэби-бумеров (1945−1967 годы) до Альфа (2010−2012 годы) — по классификации Нейла Хоу и Уильяма Штрауса. Всем им нужно найти общий язык, в противном случае образовательный и воспитательный процесс просто остановится. И старшие не должны бояться учиться у младших, накопивших свой небольшой, но полезный опыт.
От цифрового разрыва до культурных кодов, от «круглых столов» до флеш-форматов
Достаточно банальный пример — так называемый «цифровой разрыв», когда молодые учителя учат пожилых коллег пользоваться информационными технологиями. У опытного педагога, как правило, есть серьёзные методические и дидактические накопления, наработки заданий, упражнений, проверочных и контрольных работ. А молодой педагог, познакомившись с классической дидактикой на конкретных примерах, поможет своему старшему коллеге освоить навык разработки цифрового учебного контента.
«Форматы такого наставничества могут быть разнообразными, например, мастер-класс от молодого педагога „Профессионалам на заметку“, или круглый стол — решение проблемных педагогических ситуаций с использованием технологии кейс-стади. В таком взаимодействии можно эффективно использовать как онлайн, так и офлайн-форматы», — считает Ольга Мачехина.
Например, все большую популярность приобретает флеш-наставничество: дистанционные встречи с наставником, во время которых опытный сотрудник дает своему подопечному ценные знания в очень короткий период времени, по запросу, именно те, которые нужны здесь и сейчас. Это экономит время и средства на обучение сотрудников, помогает выявить и привлечь экспертов под широкий спектр задач и своевременно получить от них совет.
Не меньшего внимания заслуживает и культурологический разрыв. Нередко дети, даже вполне хорошо воспитанные и успевающие по разным предметам, говорят на своеобразном молодёжном сленге, который часто непонятен или отрицательно воспринимается педагогами более старшего поколения. И тогда молодые педагоги становятся своеобразными переводчиками этого сленга. Более того, молодые педагоги лучше разбираются в том, на что следует обратить внимание при организации воспитательных мероприятий.
«Например, педагоги более старшего возраста используют в воспитании культурные коды, которые им более близки: книги, которые они читали, фильмы, которые они смотрели в молодости, картины или какие-то символы, дорогие для их поколения, и при этом удивляются, почему их ученики не читали эти книги и не смотрели эти картины, почему они им неинтересны. Но ничего удивительного в этом нет: просто поменялись культурные коды, ценности и традиции. И молодые педагоги в данном случае выполняют роль связующего звена между старшим и совсем юным поколением, помогая им найти общий язык», — отмечает Ольга Мачехина.
Наставничество, в том числе реверсивное, может стать полноценной заменой курсов повышения квалификации, но только при одном условии — если старшие педагоги будут уважать своих коллег младшего возраста и давать им «зеленую улицу» для воплощения их инициатив.
В Москве сложилось целое сообщество школ, поддерживающих идею реверсивного наставничества. Своим опытом они поделились с коллегами на IX Педагогическом форуме «Кадры московской школы: мотивация, навигация, коммуникация». Появляются уже магистранты и аспиранты, которые будут заниматься этим исследованием в школах. Идею планируется продвигать на городском уровне. Речь идет и о тьюторском сопровождении участников образовательного процесса и о программе повышения квалификации для московских педагогов.