Top.Mail.Ru

«Становиться актёром не обязательно»: Татьяна Климова о театральной педагогике

Школа готовит будущего выпускника к жизни за ее пределами — в программах ФГОС прописаны развитие мягких и твердых навыков, получение серьезных знаний. Тем временем во многих школах ученики скучают на уроках и учатся ради отметок, а после школы не знают, куда двигаться дальше. А что если театр поможет учителю сделать школу интереснее и полезнее? Эксперт МГПУ Татьяна Климова рассказала порталу «МЕЛ» о театральной педагогике.

По данным опроса Superjob, 54% россиян приветствуют инициативу создания театра в школе (среди родителей эта цифра еще выше — 59%). По их мнению, школьный театр способствует эстетическому воспитанию учеников и расширению кругозора. 21% считают, что у школы есть более насущные проблемы в виде организации учебного процесса. О том, что такое театральная педагогика и как ее применять, говорили на круглом столе «Зачем школе театр?», который «Рыбаков Фонд» провел 14 декабря 2022 года.

Театральная педагогика — это театральный кружок?

«Театральная педагогика в узком смысле — профессионализация. Но театр в школе имеет разные формы. Это не только студия, а еще и организация, режиссура образовательного события, например лицейская неделя в школе № 734 имени А. Н. Тубельского или отдельные инструменты на уроках», — раскрывает понятие Татьяна Климова, психолог, старший преподаватель Дирекции образовательных программ МГПУ.

Татьяна выделяет три способа существования театральной педагогики: использование особых методов на уроках; просветительский театр в школе; организованная «встреча с искусством» во всех аспектах образования, которая подсвечивает масштаб человеческой личности.

«Внутри театральной педагогики есть огромное количество инструментов, которые могут быть применены к воспитательным педагогическим процессам. Театральная педагогика — это универсальный инструмент, нет такого ребенка, которому не найдется места в театре», — подчеркивает важность театральной педагогики Вадим Злотников, режиссер Московского педагогического театра подростков.

При этом театральная педагогика не подразумевает, что ребенок на выходе из школы обязан выбрать актерскую профессию и поступать в театральный вуз. Задача такой педагогики — сделать занятия интересными, помочь прокачать мягкие и твердые навыки, создать дружное сообщество в коллективе.

«Школьный театр не должен подталкивать человека поступать в профессиональный театр. И профессиональный театр нужен не всем. Но в школе изначально театр существует во всех формах. Это публичность — как, например, праздники в плане учебно-воспитательной работы. Во многих школах есть кружки, которые не ставят спектакли, а учат ораторскому мастерству, актерскому мастерству и сценическому движению, а потом делают концерты. Существуют студии, главная задача которых — поставить спектакль. К ним можно выдвигать требования, связанные с искусством. И все это мы можем назвать театральным образовательным пространством», — объясняет Вадим Злотников.

Как сочетаются театр и подготовка к ЕГЭ

Среди родителей существует опасение, что занятия по методам театральной педагогики могут отвлекать от подготовки к экзаменам и становиться лишней нагрузкой. То есть, как правило, понятие сужается до уровня театра или студии. Спикеры круглого стола постарались развеять эти сомнения, выделив ключевые задачи театральной педагогики, которые решают задачи эффективности обучения.

«Моя задача как педагога — увлечь. Мы должны сделать так, чтобы детям было интересно, особенно на начальном этапе. Кого-то пробуждают интеллектуальные вещи, кому-то надо двигаться, другому нужно что-то загадочное, кого-то пленяют стихи или увлекают социальные вопросы. Задача — разгадать и увлечь, — говорит Олег Долин, режиссер, преподаватель центра образования № 686 „Класс-Центр“. — Школа должна объяснять не простое, а сложное, так же как и в драматургии театра есть вопросы, которые остаются безответными. Когда ребенок сам себе всерьез задает вопросы — это путь развития».

Мысль продолжает Алексей Розин, актер театра и кино, педагог Школы-студии МХАТ: «Мир не стоит на месте. То, чего сто лет назад было достаточно в обучении, сегодня не работает. Изменился способ передачи и восприятия информации, поэтому необходимо строить этот диалог иначе».

«Дети должны выходить из школы как люди, которые научились получать удовольствие через математику, через музыку. А удовольствие мы получаем, когда мы нужны, и счастье — это быть нужным. Не все должны проходить школу театра, есть люди, которые помогают со светом и звуком, живут в этой атмосфере», — добавляет Сергей Казарновский, директор центра образования № 686 «Класс-Центр», заслуженный учитель России.

По мнению Татьяны Климовой, в театральной педагогике всегда есть посильная сложность, задача на вырост, конфликт, в котором рождается открытие. А Татьяна Медюх, директор по развитию Центра «Инклюзион», уверена, что театральная педагогика помогает в вопросах инклюзии: «Надо ставить тему шире — не „зачем школе театр“, а „зачем обществу театр“. Мы пытаемся методами театра включить в общество людей, которых не видно и не слышно. Один из больших вопросов — как говорить о теме слепоглухоты с обществом? В 2015 году благодаря сотрудничеству фонда поддержки слепоглухих „Со-единение“ и Театра наций был создан спектакль „Прикасаемые“ о жизни слепоглухих, без жалости и надрыва».

«Мне кажется, очень много педагогических практик, которые созданы как инклюзивные, потом становятся общими, универсальными для всех учреждений, потому что они отвечают задаче вовлечь разнообразных участников, у каждого из которых свои способности и свои потребности», — заключает Екатерина Рыбакова, президент и сооснователь «Рыбаков Фонда».

Инструменты театральной педагогики

Поиск формы

«Театральная педагогика — это импровизационные практики, ролевые игры, театрально-игровая деятельность. При этом важен процесс, а не конечный продукт — презентация, спектакль, театрализованная миниатюра. Важно, чтобы дети собирались и играли. Работа вокруг спектакля, обсуждение с посещением театра, музыкальное представление тоже могут быть инструментами театральной педагогики. Наш путь со школой — постоянный поиск форм», — комментирует Виктория Вишневская, заведующая педагогической частью Санкт-Петербургского государственного детского музыкального театра «Зазеркалье».

Сторителлинг
«Сторителлинг — метод, который позволяет найти максимальный контакт без лишних затрат и педагогам, и в музейном деле, — объясняет Алексей Розин из Школы-студии МХАТ. — Да, есть прирожденные блестящие рассказчики, но изучать эту дисциплину может каждый».

Урок-событие
«На каждом уроке необходимо событие, — уверена Татьяна Климова. — Например, образовательное событие на уроке химии, а не только записи формул. Практически любой урок нужно построить по драматургическим законам: завязка, кульминация, развязка».

«Есть такое понятие — перенос события, — добавляет Сергей Казарновский. — Мы приходим в театр и смотрим, как человек выходит на сцену и какой за ним шлейф событий. Также и педагог должен брать с собой событие, которое будет связано с уроком, а не просто идти в кабинет с мыслью: кто у нас там сегодня — 5-й „А“ или 5-й „Б“?»

Приглашенные учителя
«Если мы работаем, например, над „Капитанской дочкой“, то я подтягиваю учителя истории — чтобы дети понимали, что это за период истории», — делится опытом Олег Долин.

Нужно ли учить этому педагогов

«Если бы учителям, работающим в школе и в университетах, давали бы азы актерского мастерства, режиссуры, саморежиссуры, как организовать, как увлечь, тогда обучение было бы продуктивнее», — уверен Алексей Розин. Как этого добиться? Татьяна Климова предлагает несколько способов.

Например, можно пригласить актера или режиссера из театра и вести с ним сотрудничество. Или же сразу обучать будущих учителей одновременно педагогике и актерским, режиссерским специальностям. Помимо этого, важно просвещать родителей и руководителей образовательных учреждений и учреждений дополнительного образования в том ключе, что театральная педагогика — это не «басни на уроках литературы, а работа с внутренним человеком».

И если в одной школе используют методы театральной педагогики, а в другой не используют вовсе, то, приглашая друг друга в гости и объединяясь в сообщества, школы могут приобретать уникальный опыт.

Читать материал в источнике

Фото: Pavel L Photo and Video / Shutterstock / Fotodom


Персоны



В МГПУ завершилась одиннадцатая Школа КВН


21 ноября 2024 г.


По итогам трехдневного обучения от опытных игроков более 30 студентов стали частью сообщества КВН МГПУ

«В сотрудничестве сила»: Анна Данилина о «Школе в ФОКУСе»


21 ноября 2024 г.


Эксперт МГПУ рассказала об итогах сессии методического объединения, прошедшей на конференции «Школа в ФОКУСе. Фокусы для школы»