Top.Mail.Ru

Клуб «Общение без границ»: заседание в Бресте

Заседание носило профориентационную направленность, в нем приняли участие 58 старшеклассников. В числе общих вопросов в рамках заседания был проведен семинар-практикум «Профессиональное самоопределение учащихся».

Провела семинар Ирина Леонидовна Соловьева доцент кафедры логопедии института специального образования и психологии МГПУ, кандидат педагогических наук, доцент, которая является руководителем клуба «Общение без границ», работающего на базе Московского городского педагогического университета.

В ходе семинара-практикума Ирина Леонидовна познакомила ребят с альтернативными коммуникациями. Старшеклассники узнали, что коммуникацию можно охарактеризовать как процесс межличностных контактов, возникающих в различных социальных ситуациях в семье, в процессе общественной и служебной деятельности. Основная функция коммуникации: сбор, обмен и накопления информации, необходимой для постоянного, выборочного или единичного общения.

Для осуществления коммуникации используются различные формы словесной речи: устная и письменная. В общении широко используется вербальная (словесная) коммуникация. Альтернативной коммуникацией принято считать невербальные способы общения, дополняющие или замещающие вербальную речь тем людям, испытывающим затруднения в использовании словесной речи.

Чаще всего альтернативные коммуникации необходимы в случаях нарушенного слуха, зрения, двигательных или анатомически нарушениях речевого аппарата, затрудняющие процесс голосообразования и произношения словосочетаний и фраз. Альтернативные коммуникации используются при обучении говорению детей с выраженными ментальными нарушениями и психоэмоциональными расстройствами. В процессе обучения их используют как на ситуативной основе, так и постоянно, как правило, до появления самостоятельной устной речи.

Участники семинара узнали, что к средствам альтернативной коммуникации принято относить жестовую речь, тифлокомментирование, шрифт Брайля, графические символы (пиктограммы), карточки PЕCS и др. С помощью альтернативных коммуникаций можно развивать умение выражать потребности, предпочтения, желания при помощи мануальных и графических символов; создания условий для формирования и развития речевого внимания; обогащать опыт использования ребёнком речевых средств, мануальных и графических символов; развивать и обогащать формирующиеся коммуникативные компетенции; пробуждать их речевую и эмоционально-личностную активность.

Ирина Леонидовна провела тематический мастер-класс, на котором старшеклассниками с помощью жестов и дактилологии научились показывать свои имена, изучили порядковый счет, составили рассказы о себе и своих семьях. Участники показали свою заинтересованность в освоении альтернативных коммуникаций и возможностей их использования в различных социальных ситуациях.

Многие школьники высказали свою заинтересованность при изучении альтернативных коммуникаций в свои социальные проекты текущего года для обеспечения общения с нуждающимся в нем людям. Участники брестского молодежного движения Школы лидеров «Актив» выразили свое желания участвовать в программах клуба «Общения без границ» ИСОП МГПУ на постоянной основе.



Старший ребенок командует младшим: что делать?


05 января 2025 г.


Доцент МГПУ, педагог-психолог Юлия Челышева рассказала читателям издания «Мел», как родителям вести себя, если старший ребенок постоянно командует младшим

«Учительская газета» про педагогические сказки Андрея Иоффе


03 января 2025 г.


«Учительская газета» опубликовала две новые педагогические сказки Андрея Иоффе: героями новых сюжетов стали отличник-тихоня Саша Батонов, двоечник-хулиган Миша Бутонов и Коля Колобков