Вышел в свет коллективный научный труд преподавателей Института иностранных языков.
По инициативе кафедры французского языка и лингводидактики была задумана и создана коллективная монография «Терра Автономиа: предопределяя будущее иноязычного образования в автономном вузе» (под общ. ред. Е.Я.Ореховой, Е.Г.Таревой, С.В.Михайловой).
Концепция монографии определилась насущной необходимостью совместно осмыслить особенности обучения иностранным языкам студентов разных направлений подготовки в контексте образовательного пространства ИИЯ — уникальной мультилингвальной и поликультурной структуры городского университета, автономного образовательного учреждения, чутко отзывающегося на новые тренды и запросы столичного мегаполиса.
Проблемными полями для монографии были определены следующие:
- автономность vs общность для всех субъектов и объектов образовательного процесса (на уровне преподавателей, студентов, образовательных программ и отдельных учебных дисциплин) — основной содержательный фокус монографии;
- поликультурное ино (много)язычное образование, профессиональные становление и реконверсия, метапредметность, современные технологии (педагогические и цифровые) как традиционные полюсы исследовательского интереса ИИЯ.
Авторский коллектив — свыше 20 преподавателей разных кафедр ИИЯ — в своих размышлениях получил поддержку рецензентов: д.п.н., профессора, члена-корреспондента РАО Н.А.Шайденко и д.п.н., профессора, Н.Н.Гавриленко, которые отметили информационную насыщенность исследования, компетентный подбор фактологического материала, позволивший акцентировать внимание на наиболее значимых явлениях и процессах в современной лингводидактике, поливекторный междисциплинарный научный интерес.
Н.А.Шайденко:
«На страницах монографии находится место подробному анализу экономического и социокультурного контекста, в котором существуют и развиваются идеи поликультурного многоязычного образования <…> Хотелось бы выразить искреннее уважение к коллегам из Института иностранных языков МГПУ, котором удалось столь достойно представить результаты кафедрального научного содружества».
Н.Н.Гавриленко:
«Весьма интересной представляется идея, красной нитью пронизывающая рефлексию авторского коллектива: рассмотреть структурную единицу городского университета как площадку для апробации авторских стратегий и тактик по реализации иноязычного образования. Не терра инкогнита или терра нуллиус, но терра автономиа, где равную заинтересованность в качественных результатах освоения „новых земель“ (= иностранных языков) проявляют и преподаватели, и студенты, равноправные жители паратопического и вневременного пространства института иностранных языков, субъекты лингвообразовательного процесса. Важен, на наш взгляд, момент проецирования будущего через выстраивание новых паттернов отношений и потребностей участников образовательной системы, и, что еще более принципиальным представляется нам, посыл на прогнозирование позитивных общественных сдвигов за счет формирования педагогических кадров нового образца».
Материалы монографии рекомендуются как опытным исследователям с целью ведения отсроченного научного диалога с авторами, так и студентам и аспирантам, которые начинают свой путь в науке и нуждаются в расширении исследовательского кругозора и углублении спектра методологических принципов.