13 и 27 февраля в МГПУ в рамках постоянно действующего университетского семинара «Что такое деятельностный подход в образовании?» прошли обсуждения, организованные лабораторией проектирования деятельностного содержания образования института системных проектов МГПУ.
13 февраля открыли мероприятие руководители семинара — ректор МГПУ, кандидат педагогических наук Реморенко Игорь Михайлович и главный научный сотрудник лаборатории, доктор психологических наук, профессор Эльконин Борис Даниилович. В этот день участники семинара обсудили сразу два доклада: «Модели проектирования содержания образования: отечественная и международная практика», который представлял Реморенко И. М, и «Образовательное пространство: связность разных форм действия», подготовленный Элькониным Б. Д.
В своем сообщении Игорь Михайлович осветил вопрос содержания образования в мировом контексте, обозначил документы и концепции, отражающие требования к содержанию образования в различных странах, сделал обзор наиболее популярных современных моделей компетенций. Чтобы объективно сравнить результаты образования, Игорь Михайлович представил анализ ядра образовательных стандартов по различным предметам в США, Великобритании и Канаде.
Доклад Бориса Даниловича позволил участникам семинара взглянуть на вопрос деятельностного подхода в образовании с другой стороны. Борис Даниилович отметил важность введения черновика, который влечёт за собой изменение нормы обучения, что в свою очередь является необходимым условием деятельностного подхода. В заключении своего доклада Борис Даниилович обозначил ключевой переход, заключающийся в смене центральной роли учебного действия на продуктивное.
27 февраля участники семинара также услышали два доклада, подготовленные начальником управления стратегического развития МГПУ, кандидатом педагогических наук Баранниковым Кириллом Анатольевичем и главным научным сотрудником лаборатории проектирования деятельностного содержания образования института системных проектов МГПУ, доктором психологических наук, профессором Клариным Михаилом Владимировичем.
Кирилла Анатольевича выступил с докладом на тему: «Компетенции в образовательной практике: смыслы, семантика, вызовы». В рамках доклада была рассмотрена история становления компетентностного подхода и сделан обзор наиболее распространённых транснациональных моделей компетенций. Практическая часть доклада заключалась в демонстрации вариантов визуализации этих моделей. Также, в форме вопроса докладчик обозначил основные проблемы, стоящие перед исследователями проблемы компетенций:
- как договориться при таком разрыве слов и смыслов?
- существует ли правильный список компетенций?
- что начала — контент или действие?
Михаил Владимирович представил свою версию ответа на вопрос о том, как и почему появился компетентностный подход, а также отметил, что в настоящее время компетентностный подход используется в качестве основы построения и оценки качества обучения. Своё сообщение Михаил Владимирович завершил вопросом о потенциале применения компетентностного подхода в образовании.
В семинарах принимали участие: профессорско-преподавательский состав, магистранты и аспиранты структурных подразделений МГПУ, сотрудники других образовательных организаций. Стоит также отметить, что на семинарах участники активно обсуждали поставленные вопросы и делились своими мыслями с коллегами.