На днях в пресс-центре «Российской газеты» подвели итоги приемной кампании этого года. «Вести образования» рассказали, какие вопросы обсудили на встрече ректоры столичных и региональных вузов.
Одна волна зачисления в вузы: все бегут, и финиш у всех один
Модератор дискуссии — обозреватель отдела науки и образования «Российской газеты» Мария Агранович — отметила, что одна волна зачисления подняла в этом году волну возмущения среди абитуриентов и их родителей. Она напомнила, что в прошлом году была такая же ситуация, и дело дошло даже до петиции, которая собрала около 26 тысяч подписей. В этом году одна волна стала официальной.
Ректорам задали вопрос: удалось ли им приспособиться к этому нововведению?
Как выяснилось в ходе обсуждения, большинство руководителей вузов считают это начинание справедливым.
Как отметила Татьяна Литвинова, проректор по учебно-воспитательной работе Первого Московского государственного медицинского университета им. Сеченова, несмотря на то что в этом году было подано на 40% больше заявлений, чем в прошлом, сотрудники университета успели подготовиться к такому наплыву. Татьяна Литвинова объясняет это тем, что «правила приёма были опубликованы ещё осенью 2021 года, и те преобразования, которые осуществлял университет в части организационных мероприятий, нормативно-технической базы, информационного сопровождения, как раз позволили нам провести приёмную кампанию в полном объёме».
По мнению проректора Московского городского педагогического университета (МГПУ) Дмитрия Аграната, две волны — это несправедливый подход к абитуриентам по одной простой причине.
«Когда было два этапа зачисления, то в первую волну удавалось заполнить до 80% контрольных цифр приёма, и в силу того что студенты плохо определились, во вторую волну конкурс мог быть больше, чем в первую. Соответственно студенты с меньшим количеством баллов могли пройти в первую волну, а на втором этапе обладатели высоких баллов могли и не попасть», — пояснил он.
В этом году число абитуриентов, поступающих в МГПУ, увеличилось, средний балл ЕГЭ остался на уровне прошлого года и составил 87 баллов. На ряд специальностей общее количество баллов по трем профильным дисциплинам достигало 310 с учётом индивидуальных достижений. Количество победителей, призёров олимпиад школьников по сравнению с прошлым годом выросло с 82 до 95.
«То есть никаких проблем с одной волной не возникало, а, наоборот, это заставляло абитуриентов быстрее самоопределиться, куда они пойдут. Потому что эта иллюзорная возможность принять окончательное решение на втором этапе зачисления приводила к тому, что некоторые абитуриенты не могли поступить. Одна волна — это правильное решение. И я думаю, что аналогом могут служить спортивные игры: все бегут, и финиш у всех один», — резюмировал Дмитрий Агранат.
Ректор Южного федерального университета (ЮФУ) Инна Шевченко считает, что приемную кампанию следует рассматривать в комплексе, то есть все правила приёма с временными и организационными интервалами.
«Это означает, что после зачисления в одну волну те, которые не поступили, ещё имеют возможность самоопределиться и поступить в дополнительный набор. Я здесь трагизма в принципе не вижу. Это полный комплекс приёмной кампании, так определяют федеральные правила приёма», — пояснила она.
Всем понравился опыт Финансового университета при правительстве РФ, где удалось заполнить порядка 1800 бюджетных мест (бакалавриат и магистратура) без дополнительного набора.
Как рассказал ректор вуза Станислав Прокофьев, в вузе создали экономико-математическую модель, которая давала возможность каждому абитуриенту заявить в порядке убывания значимости 10 направлений подготовки, на которых он хотел бы учиться. И уже сама компьютерная программа делала расчеты и каждые полчаса показывала абитуриенту реальные шансы на поступление по той или иной специальности.
«Благодаря такой модели, во-первых, мы добились открытости и прозрачности, во-вторых, по максимуму могли принять ребят на те специальности, которые они заявили с учётом тех баллов ЕГЭ или преференциальных баллов, которые они в итоге получили. Таким образом, использование подобного подхода дало возможность не только с первой волны принять и заполнить все бюджетные места, но отобрать ребят, которые действительно достойны поступления в вуз», — сообщил Станислав Прокофьев.
Таким образом удалось сохранить средний балл на уровне прошлого года — 90, а на топовые специальности общая сумма баллов составила 300.
Кстати, по словам ректора Российского нового университета Владимира Зернова, негосударственные вузы только выиграли от зачисления в одну волну, так как те трехсотбалльники, которые не успели попасть в элитные государственные вузы, пополнили ряды учащихся частных вузов.
Неспортивное поведение, или нечестные игры
И.О. ректора Самарского национального исследовательского университета им. академика С.П. Королева Андрей Гаврилов обратил внимание коллег на одну серьезную проблему, которая обнаружилась в этом году: не все абитуриенты стремятся честно пробежать марафон, если пользоваться метафорой Дмитрия Аграната.
По его словам, в интернете возникло целое сообщество, которое использует для поступления теорию игр. В последние дни перед зачислением, можно сказать на финише, они массово присылают согласия, подлинники документов в надежде смешать общую картину.
«И в результате из-за этого получается очень странная ситуация, когда по ряду направлений средний слой оказывается не попавшим в топовые вузы, в том числе столичные, и их региональные вузы могут после этого забрать только через механизмы дополнительного набора. И в некоторых случаях, если вуз не объявляет о такой возможности, у нас часть середняков вылетает из набора в принципе. Они оказываются пострадавшими не из-за того, что наша система сильно несовершенна и вузы не так работают, а из-за того, что такую стратегию выбирает сообщество абитуриентов на финальном этапе приёма, к большому сожалению», — считает Гаврилов.
По его мнению, с этим надо что-то делать, «иначе вся наша прекрасная механика будет просто снесена этим подходом».
Суперсервис как испытание на прочность
Однако настоящим бедствием для вузов стал суперсервис «Поступи онлайн», через который абитуриенты подавали свои документы.
«Самое страшное, что на нас накинулось, это суперсервис, — заявил Григорий Заславский, ректор ГИТИС. — Конечно, он для нас не подходит в принципе, потому что он не учитывает специфику наших творческих испытаний, которые начинаются в марте-апреле — задолго до самой приёмной кампании. Причём перед тем, как абитуриенты подают документы, этих творческих туров может быть два-три, а в некоторых случаях четыре и пять с учётом вокального и классического. А, как вы понимаете, у нас абитуриентов на многие специальности тысячи человек на 10−15 бюджетных мест. В этом году 450 человек на место было по актёрскому направлению. Всего в ГИТИСе восемь факультетов, и все востребованы.
Поэтому приемная кампания была у нас не просто нервной, а во многих случаях приходилось предпринимать нечеловеческие усилия, чтобы помочь этому суперсервису не провалиться окончательно.
Он зависал, например, в пятницу вечером, начинал снова работать во вторник утром, и это, конечно, сделало приёмную кампанию чрезвычайной, хотя чрезвычайных обстоятельств и без этого хватало".
Тревогу Заславского разделяют и его коллеги, хотя выражаются более сдержанно.
«Суперсервис — это отличная машина, которую нужно совершенствовать. Она принесёт много пользы. Но иногда у нас так бывает, что самую хорошую идею портит плохая логистика. Сейчас с этим надо бороться», — сказал ректор Балтийского федерального университета им. Канта Александр Федоров.
Григорий Заславский намерен бороться не на словах, а на деле. Он вошел в состав рабочей группы под руководством министра образования и науки Валерия Фалькова, задача которой — проанализировать все трудности, с которыми вузы столкнулись в процессе приемной кампании в этом году. Предполагается совершенствование нормативной и технологической базы приема, а также подготовка членов приемных комиссий по работе с суперсервисом.
«Возможно, эта рабочая группа выступит драйвером по изменению дизайна суперсервиса в целях его более эффективной работы в следующем году», — сообщил Григорий Заславский.
Подготовка инженеров: от стратегий выживания — к стратегиям успеха
Если в творческие вузы традиционный аншлаг, то на инженерные специальности — недобор. По словам ректоров, сокращается число выпускников, сдающих профильную математику, физику, другие естественно-научные дисциплины, снижается и средний балл ЕГЭ по этим предметам.
В условиях санкций и необходимости импортозамещения такое явление становится опасным.
«Задача университетов — подготовить профессионалов и на стадии приема сделать соответствующий отбор», — убеждена Инна Шевченко.
Для этого в Южном федеральном университете установили достаточно весомый пороговый балл для того, чтобы слабый абитуриент не мог быть допущен к участию в конкурсе.
Для многих порог в 50 баллов оказался непреодолимым, и в результате вуз недобрал абитуриентов на те специальности, где математика, физика, химия и биология являются основными предметами.
Компенсировать дефицит надеются за счет дополнительного приема, не уменьшая требований; таким образом, можно прогнозировать лучшее усвоение программы студентами и невысокий процент отчислений в будущем.
Как отметил Андрей Гаврилов, общее количество бюджетных мест, выделенных по стране на те направления подготовки, где математика является основной дисциплиной, оказалось меньше, чем количество выпускников, сдававших математику как профильный предмет. Так что проблема, по его мнению, не в избытке бюджетных мест, а в качестве школьной математической подготовки и в KPI, которые ставят школам по результатам сдачи ЕГЭ. Как следствие — учителя не заинтересованы в том, чтобы их ученики шли сдавать профильную математику.
В то же время в Самарском университете процент недобора на инженерных и естественно-научных направлениях сократился по сравнению с прошлым годом.
По мнению Андрея Гаврилова, это стало возможным не только благодаря одной волне зачисления и регулированию минимальных пороговых баллов, но и той работе, которую вуз целенаправленно проводит по привлечению талантливых ребят.
«Но честно сказать, я не уверен, что подобную гонку и подобный режим выдержат вузы, которые не могут к себе привлечь талантливую молодёжь и обеспечить за счёт них более сложный процесс обучения в университете. По поводу этих выпускников, которые потом оттуда пойдут работать, у меня, честно сказать, тоже серьёзные опасения. Пока ответа на эту часть вопроса лично у меня нет», — признался он.
Станислав Прокофьев согласился с тем, что есть системная проблема с преподаванием в школе математических и естественно-научных дисциплин, и что «нужно перестраивать модель подготовки в школах, чтобы стимулировать ребят сдавать базовые точные науки, и в первую очередь математику».
В Финансовом университете не было особых проблем с набором, но если на популярные IT-специальности конкурс достигал 20 человек на место, то на прикладную математику — 4,5. Это неплохо, но все равно значительно меньше.
Что касается магистратуры, то здесь в Финансовом университете, наоборот, произошел резкий подъем: в этом году состязались в конкурсе не только выпускники бакалавриата, но и в большом количестве представители бизнеса и органов власти.
«Отчасти это связано с новыми требованиями по цифровизации и защите информации. И я думаю, что это как раз даст синергетический эффект по улучшению процесса преподавания через обратную связь», — отметил Прокофьев.
Александр Федоров поделился опытом, как его университету удалось совершить прорыв в привлечении сильных абитуриентов на весь блок IT-направлений, начиная от информационной безопасности и заканчивая бизнес-информатикой. Конкурс на эти специальности составил 24 человека на место, в результате возрос средний балл, но самое главное — абитуриенты продемонстрировали глубокую заинтересованность.
Такие успехи были достигнуты благодаря партнерству со Сбербанком, Альфа-банком, холдинг «GS Group» и другими серьезными игроками на рынке информационных технологий.
Каждая программа обучения по этим специальностям составлялась вузом совместно с компаниями, региональными властями и дополнялась очень глубокой профориентационной работой.
То же самое планируется сделать и с менее востребованными среди поступающих инженерными специальностями, и в решении этой задачи нет ничего невозможного, убежден Александр Федоров.
Например, сейчас в БФУ начинают готовить специалистов по конкретным заказам Росатома и Роскосмоса.
«Когда ты будущему абитуриенту покажешь завод, на котором ему предстоит работать, он захочет стать инженером. А когда ты ему расскажешь о том, что, может быть, когда-то он возникнет, у него желание пропадает. Поэтому всё в наших руках. Мы ждем улучшений в этой сфере в ближайшие три года, не так быстро, как в IT», — констатировал Александр Федоров.
«Основным вступительным испытанием в этом году, которое выбирал абитуриент по IT-направлению, была всё-таки информатика. А вот направлениям, которые связаны с физикой, химией, биологией, где есть выбор среди естественно-научных предметов, мы должны уделить пристальное внимание, потому что от этого зависит развитие стратегического потенциала страны», — отметила Инна Шевченко.
По ее мнению, принципиально важно привлекать студентов к выполнению научно-исследовательских технологических проектов в процессе обучения и реально понимать, где будет трудоустроен инженер.
И здесь возможны варианты. Например, в ЮФУ действуют разные программы для инженеров-эксплуатантов, способных использовать уже существующие технологии, и для конструкторов, исследователей, готовых создавать эти образцы в будущем.
«Поэтому это разные требования, разный процесс подготовки, на это направлен такой инструмент, как передовые инженерные школы, где отрабатывается новая модель инженерного образования, которая по скорости и содержанию продуктов и решений будет отвечать современным мировым требованиям», — подчеркнула Инна Шевченко.
Количество «платников» переходит в качество?
Итак, блок IT-специальностей входит в топ наиболее популярных среди абитуриентов, чего, увы, пока не скажешь об инженерных направлениях подготовки. Но обнадеживает то, что вузы не стоят на месте и находят эффективные пути решения этой проблемы.
Кроме этого, в лидерах — юриспруденция, филология, журналистика, менеджмент, финансы, экономика, лингвистика — вполне традиционный набор гуманитарных дисциплин.
Как отмечали представители вузов, именно за счет них растет платный прием.
«В этом году мы отмечаем растущее количество желающих учиться на контрактной основе. С чем это связано? С тем, что кто-то не успел поступить в одну волну, или остались скрытые резервы прошлых лет», — констатировал Станислав Прокофьев.
Такой скачок объясняют также тем, что вузы повысили стоимость обучения только на уровень фактической инфляции — на 4% по сравнению с прошлым годом. В то же время на новые специальности цены могли быть повышены существенно, что также не остановило приток желающих учиться за свои средства.
По словам Дмитрия Аграната, на фоне увеличения числа желающих учиться платно растет и качество коммерческого приема: там, где конкурс, там высокие баллы ЕГЭ.
Некоторые вузы вынуждены даже ограничивать число внебюджетников, поскольку есть определенная пропускная способность университета для подготовки качественных специалистов.
«На таких направлениях, как юриспруденция, философия, политология, журналистика, филология, ограничиваем платный прием. Желающих поступить по контракту больше, чем мы можем качественно обучить. Конкурс на внебюджетные отделения журфака, филфака — от двух до четырех человек на место», — подчеркнула Инна Шевченко.
По ее словам, платный прием в основном связан с гуманитарными направлениями, на которые выделяется гораздо меньше бюджетных мест по сравнению с инженерными и естественно-научными.
Соответственно и конкурсы среди «лириков» выше, чем среди «физиков».
По свидетельству Владимира Зернова, растет и качество образования в негосударственных вузах.
«Есть много частных вузов, где качество образования приравнивается к государственному. Это показывают как российские, так и международные рейтинги, это подтверждают и результаты студентов на олимпиадах. Число вузов, продающих дипломы, резко сократилось. И даже те, кто раньше этим занимался, сейчас стараются повысить качество образования. Это происходит по многим причинам, в том числе за счет поиска эффективных решений в том же дистанционном обучении и обмена опытом между вузами», — рассказал ректор Российского нового университета.
По прогнозам специалистов, в следующем году число бюджетных мест будет значительно увеличено, количество внебюджетных мест останется прежним. Все эти особенности, включая структуру подготовки, следует учитывать при определении параметров приема 2023 года, считают руководители российских вузов.