Metro разбиралось, почему треть россиян, согласно опросу ВЦИОМ, не знает основ астрономии и считает, что Солнце вращается вокруг Земли.
Перерыв на четверть века
Неожиданные результаты показал последний опрос Всероссийского центра изучения общественного мнения. Выяснилось, что 35% опрошенных уверены, что Солнце вращается вокруг Земли. Это каждый третий. Причём за 15 лет количество носителей альтернативных научных познаний увеличилось на 7%. Вторым открытием стал тот факт, что далеко не все респонденты знают, что такое астрономический год: 12% участников опроса думают, что Земля оборачивается вокруг Солнца за месяц, а 19% затруднились ответить. Эксперты считают, что такие пробелы в фундаментальных знаниях об устройстве Вселенной вызваны тем, что астрономию очень долго не преподавали в школах.
Даже на основе среднего школьного образования можно дать правильные ответы на простые вопросы об устройстве мира, — считает старший преподаватель департамента математики и физики Московского городского педагогического университета Сергей Макеев, — но в 1993 году в российских школах астрономия перестала быть обязательным предметом, и только в 2017-м её вернули в программу старшеклассников.
Гороскоп взамен телескопа
По мнению Макеева, причина того, что в стране так много поклонников геоцентрической теории Аристотеля, которую ещё в 16-м веке развенчал польский учёный Николай Коперник, состоит в том, что за четверть века выросло целое поколение, которое ни разу не было на уроках астрономии.
Хоть мы и не живём в Средние века, сейчас много антинаучных знаний: вместо устройства Солнечной системы люди знают всё про совместимость знаков зодиака и нумерологию, — отмечает эксперт. — Уроки в старших классах должны повысить количество людей с высоким уровнем научной грамотности и научить их мыслить критически. Но то, как дети усвоят знания, зависит уже от компетенции учителей. Фактически нет профессии «учитель астрономии» — их заменяют преподаватели физики, математики или информатики.
Москва держит планку
Согласно тому же ВЦИОМ, обладателей высокой научной грамотности в России такое же количество, как и оппонентов, — 35%. В основном это молодёжь, люди с высшим образованием, жители Москвы и Питера. В Московском методическом центре нас уверили, что знания по астрономии сегодня формируются у детей ещё с начальных классов.
Представления о строении Солнечной системы и деятельности человека в космосе формируются у школьников, начиная с предмета «Окружающий мир» в начальной школе, — говорит первый замдиректора Городского методического центра Михаил Бородин. — Отдельные темы, посвящённые исследованиям космоса, входят в учебные программы и в старших классах.
При этом Бородин отмечает, что современный образовательный стандарт не содержит требований к количеству часов, которые нужно выделить на освоение того или иного предмета. Школы определяют это самостоятельно.
Из хорошего. С первого сентября, по информации столичного Департамента образования, в московских школах астрономия будет изучаться и в предпрофессиональных космических классах. Это совместный проект с Роскосмосом. Помимо астрономии ребята будут осваивать математику, физику, информатику на углублённом уровне, а также проходить практические курсы по геоинформатике, навигации, аэродинамике, инженерии космических систем, механике космического полёта и управлению беспилотниками.
Значит, шанс, что Коперник окончательно победит Аристотеля, у нас всё-таки есть.