Top.Mail.Ru

К годовщине проведения первого Московского международного кинофестиваля

«Искусство даёт возможность человеку через сопереживание фиктивно создавать героические поступки, фиктивно проходить через великие душевные потрясения».

Сергей Эйзенштейн

Предыстория легендарного ММКФ начинается ещё до войны, в 1935 году. Иосиф Сталин, узнав о Венецианском кинофестивале, основанном за несколько лет до этого, и о том, что на нём пользуются успехом в том числе и отечественные фильмы, решил провести похожий кинофорум в Союзе. Первый приз на нём тогда получили драмы «Чапаев», «Юность Максима» и «Крестьяне».

Несмотря на заинтересованность зрителей со всего мира в повторном проведении кинофорума — в те времена одного из немногих способов погрузиться в жизнь и культуру нашей страны, вновь похожий фестиваль состоялся только в конце 50-х. Главные тому причины — война и тяжёлые послевоенные годы.

Фестиваль было решено проводить с 3 по 17 августа 1959 года под подходящим ему лозунгом: «За гуманизм киноискусства, за мир и дружбу между народами». Он сразу же привлёк к себе внимание киноманов со всего мира. Через любовь к искусству ММКФ сумел объединить людей из разных стран, позволив им найти общие интересы и ценности, став мостом между советской и западной культурами.

Какой фильм стал победителем первого ММКФ? Что поразило зрителей «Броненосца „Потёмкин“»? Какое кино снимали во времена Великой Отечественной войны? Какой приз столичного кинофестиваля считается главным? На эти и другие вопросы ответит тематическая подборка материалов МЭШ, подготовленная специалистами ИСМиТО МГПУ к годовщине начала первого Московского международного кинофестиваля, ставшего неотъемлемой частью культурной жизни нашей столицы.

История кинематографа

«Прибытие поезда на вокзал Ла-Сьота» — один из первых фильмов в мире и самая знаменитая работа братьев Люмьер, которые по праву считаются создателями кинематографа. Некоторые источники утверждают, что во время дебютных показов их короткометражного фильма, демонстрирующего самый обычный поезд конца XIX века в движении, зрители были настолько напуганы, что в панике выбегали из зала. «И вдруг что-то щёлкает, всё исчезает, и на экране является поезд железной дороги. Он мчится стрелой прямо на вас — берегитесь! Кажется, что вот-вот он ринется во тьму, в которой вы сидите, <…> превратит в обломки и в пыль этот зал и это здание», — так описывал свои впечатления от легендарной ленты Максим Горький, которому посчастливилось стать одним из первых в мире кинозрителей. Сценарий урока «Знакомство с видеоредакторами» не только расскажет об этом фильме, но и научит монтировать собственные видео на самых популярных программах для персонального компьютера. А из ролика «История рождения кинематографа» можно узнать, как появился этот молодой вид искусства.

Первое кино было немым. Несмотря на то что уже в начале XX века люди научились создавать звуковые фильмы, популярными такие картины стали только в 30-х годах. Далеко не все восприняли появление звука как что-то положительное. Так, легендарный комик Чарли Чаплин писал: «Хороший немой фильм говорил на языке, одинаково понятном и интеллигентному и массовому зрителю всего мира. Теперь всё это должно было погибнуть». Видео «Немое кино с тапёром» посвящено первому этапу развития кинематографа, когда настроение зрителей создавал не диалог актёров и не записанный заранее аудиофайл, но живой музыкант, игравший на фортепиано поверх киноленты.

Сценарии уроков «Films. Cinema» и «At the cinema» помогут спланировать поход в кинотеатр с англоязычным другом, а также поделиться с ним впечатлениями от фильма. Материалы подскажут слова и выражения, которые наиболее точно опишут картину, а ещё поведают об особенностях индийского кино — Болливуда.

Российский кинематограф

Сценарий урока «Films and Genres» посвящён истории Московского международного кинофестиваля и одной из самых знаменитых отечественных киностудий — «Мосфильму». Из него школьники узнают, сколько картин в год выпускает эта компания сегодня, как Великая Отечественная война отразилась на развитии российского кинематографа и с какими легендарными именами связано проведение первых столичных кинофестивалей.

Лента Сергея Эйзенштейна «Броненосец „Потёмкин“» в разные годы признавалась лучшим фильмом всех времён и народов самыми разными критиками и режиссёрами. Снятый в 20-х годах, он был немым и чёрно-белым, однако флаг, поднятый над кораблём в финале третьего акта, был вручную выкрашен в красный цвет, что произвело на зрителей того времени огромное впечатление. Больше о фильме, истории его создания и режиссёре — в сценарии урока «Фильм «Броненосец «Потёмкин»».

Музыка в кино — особый жанр искусства. Композитор должен суметь прочувствовать смысл и настроение фильма, эмоции героев, а затем переложить их переживания на язык музыки. Важность звукового сопровождения происходящего на экране люди поняли ещё во времена немого кино, поэтому на сеансе всегда присутствовал тапёр. Но даже когда речь актёров наконец-то стала слышна зрителям, музыка из кино не исчезла. Напротив, она перешла на совершенно новый уровень и даже образовала самостоятельный жанр. Самые известные мелодии из отечественных кинофильмов можно прослушать в сценарии урока «Музыка в отечественном кино».

Вопреки распространённому мнению, во времена Великой Отечественной войны производство фильмов не только не было приостановлено — им уделялось особое внимание. Многие работники сферы кино отправлялись на фронт, чтобы там снимать реальные кадры боёв, а некоторые из них занялись созданием художественных фильмов про войну, своим творчеством приближая победу. Сценарий урока «​​Урок Победы. Великая Отечественная война сквозь призму кинематографа и песен военных лет» докажет, что даже в сложные времена искусство продолжает развиваться и служить на благо человечества.

Несмотря на то что актёров на фронт не призывали, многие из них, временно отложив мечты о сцене и кино, добровольно отправлялись защищать свою Родину. Вспомнить самых известных из них помогут приложение «Актёры-фронтовики» и сценарий урока «А знаем ли мы их такими?!». Материалы расскажут о подвигах прославленных актёров и тем самым позволят взглянуть на них с совершенно новой стороны.

XX век — век кинематографа. И хотя киноискусство продолжает своё стремительное развитие и сегодня, приобретая всё новые формы и жанры, именно прошлое столетие стало эпохой его расцвета. Электронное учебное пособие «Великие режиссёры и актёры XX века» вобрало в себя историю развития отечественного кинопроизводства того времени. Изучив материал, школьники узнают имена самых известных российских режиссёров, актёров и актрис, пионеров кино, а также названия классических кинолент, которые обязан посмотреть каждый.

История ММКФ. Его жюри и призёры

Во время проведения фестиваля-предшественника ММКФ в 1935 году в состав его жюри, разумеется, включили и Сергея Эйзенштейна, десятью годами ранее выпустившего легендарный «Броненосец „Потёмкин“». Видео «Сергей Сергеевич Прокофьев и Сергей Михайлович Эйзенштейн» приоткроет завесу тайны над тем, как великий режиссёр создавал свои картины в сотрудничестве с Сергеем Прокофьевым — композитором, чья музыка выводила эти фильмы на совершенно новый уровень.

Долгое время самыми популярными фильмами, отмеченными на кинофоруме, оставались исторические. Победителем фестиваля 1935 года была революционная трилогия «Чапаев» — «Юность Максима» — «Крестьяне». Знаменитый отрывок из первого фильма кинотрилогии продемонстрирует ролик «Чапаев». Главный приз первого ММКФ в 1959 году получила лента о Великой Отечественной войне «Судьба человека», снятая по одноимённому рассказу Михаила Шолохова. В 1965 году жюри дало наивысшую оценку киноэпопее по «Войне и миру» Льва Толстого, прославившейся своими батальными сценами и новаторской панорамной съёмкой. С отрывком из этой картины познакомит «Фрагмент фильма С. Ф. Бондарчука „Война и мир“». Оба фильма об Отечественных войнах были сняты одним из величайших отечественных режиссёров XX века — Сергеем Бондарчуком-старшим. Проверить, знаете ли вы его основные работы, можно при помощи приложения «Бондарчук Сергей Фёдорович (1920−1994 гг.)». А вот победителем фестиваля в 1969 году был объявлен уже не исторический фильм: лента о роли учителя в жизни учеников и в формировании у них картины мира — «Доживём до понедельника». Вспомнить, почему она занимает особенное место в сердцах кинолюбителей, поможет ролик «Отрывок из кинофильма „Доживем до понедельника“», демонстрирующий один из лучших диалогов фильма.

Председателем ММКФ 1965 года был назначен Сергей Герасимов — режиссёр, прославившийся в том числе своей экранизацией романа Михаила Шолохова «Тихий Дон». Этот фильм стал одним из ключевых в эпоху «оттепели», когда общественное мнение о гражданских войнах и революциях начала века начало меняться. Сценарий урока «„Тихий Дон“ (Кино с Сергеем Герасимовым)» проанализирует картину, ставшую одним из ключевых произведений киноискусства своей эпохи. Вспомнить имена знаменитых режиссёров этой эпохи и их популярные работы поможет интерактивное приложение «Кинематограф периода „Оттепели“», которое предложит соотнести названия фильмов с фотографиями их создателей.

Никита Михалков и современный ММКФ

Сергей Михалков — один из наиболее выдающихся современных режиссёров не только российского, но и мирового масштаба. Его работы не раз признавались как на ММКФ, так и в рамках зарубежных киноконкурсов. Например, картина «Утомлённые солнцем» Михалкова завоевала премию «Оскар». Приложение «Михалков Никита Сергеевич» предложит вспомнить основные киноленты режиссёра, а приложение «Кинематография режиссера Никиты Сергеевича Михалкова» — расположить их в хронологическом порядке.

Михалков как актёр — яркая, глубокая и харизматичная личность. С одной из его ролей познакомит сценарий урока «А. Н. Островский. Драма „Бесприданница“», в котором содержатся отрывки из фильма Эльдара Рязанова «Жестокий романс». А материал «"Я шагаю по Москве» (фильм режиссёра Г. Данелии)" посвящён ленте, благодаря которой Никита Михалков впервые прославился на всю страну и весь мир — эту киноленту признали жюри не только отечественных, но и зарубежных кинофестивалей.

Бессменным президентом ММКФ Никита Михалков стал двадцать лет назад. Сегодня именно он играет решающую роль в назначении председателя жюри, которым может стать деятель киноискусства как из России, так и из-за рубежа. Интересно, что Ричард Гир в год своего председательства на кинофестивале главный приз решил никому не вручать.

Современные награды ММКФ сильно отличаются от тех, что присуждались на фестивале в 1959 году. Так, на первом кинофоруме победителям вручали только Главный приз, золотую и серебряную медали. Сегодня же на ММКФ представлено гораздо больше номинаций: главный приз и специальный, от жюри и от зрителей, призы лучшим режиссёру, актёру и актрисе — за эти и другие награды будут бороться фильмы и в 2022 году.

Кроме того, специальный приз «Верю. Константин Станиславский» в рамках фестиваля по традиции будет вручаться тому, кто, по мнению жюри, покорил вершины актёрского мастерства, при этом сохранив верность принципам школы Станиславского. Обладателями премии в разные годы становились Жанна Моро, Жерар Депардье, Олег Янковский, Катрин Денёв, Марина Неёлова, Светлана Крючкова и другие.

За почти вековую историю кинофестиваля в нём приняли участие 109 стран. Чаще всего на кинопремию номинируются работы из России, Франции, Италии и США. Изначально её победителям вручали фигурки в виде космического спутника (первый советский аппарат был запущен незадолго до проведения первого ММКФ), а сегодня лучшие режиссёры и актёры получают статуэтку святого Георгия Победоносца, поражающего дракона.

В этом году ММКФ пройдёт в 44-й раз. Приглашаем вас прикоснуться к истории международного кинематографа!

«Я уверен, мы можем быть полезнее мировому кинематографу именно тем, что можем рассказать о себе и своей стране больше и глубже, чем кто-либо другой».

Никита Михалков



Подведены итоги конкурса «ЛингвотраекторИЯ»


30 июля 2024 г.


Подведены итоги Всероссийского конкурса научных работ для бакалавров «ЛингвотраекторИЯ», проводившегося на базе института иностранных языков Московского городского

Почему иностранцы путаются в названиях московских улиц


29 июля 2024 г.


В МГПУ исследовали, как иностранцы пытаются распознать и правильно интерпретировать транслитерированные названия на уличных табличках и в путеводителях. Рассказали об этом в блоге на портале Naked Science