Список литературы на лето и нечитающий ребёнок — как совместить два этих явления? И нужно ли? Об этом рассказала порталу «МЕЛ» эксперт по детскому чтению, заведующая лабораторией социокультурных образовательных практик Московского городского педагогического университета Екатерина Асонова.
Зачем детям читать? Это первый вопрос, который родитель должен себе задать перед тем, как отправлять ребёнка в библиотеку за книгами из летнего списка. Часто непонятно, какой результат должен быть у этого действия. Если ребёнок маленький и наша цель — научить его читать и понимать текст, то родителю стоит обратить внимание на логопедические материалы, нейропсихологические методики. Ребёнок не справится с этим один, нельзя просто научить буквам, а потом оставить его в комнате с книгой, нужно помогать.
Существуют специальные книги, которые снимают страхи перед чтением. Они помогают, когда уже был неудачный опыт обучения, например в школе. В таких книгах на каждой странице немного текста, он крупный, есть красочные иллюстрации. Ребёнок может соотнести прочитанное с картинкой, закрепив смысл рассказа или стихотворения, получает позитивный опыт от чтения.
Другая задача, если речь идёт о подростке, а родителю нужно, чтобы он научился работать с текстом. Процессы в голове не происходят насильно — нельзя заставить читать, ожидая, что у принуждаемого разовьётся фантазия, умение мыслить образами, речь станет лучше и он начнёт писать без ошибок. Так мы добьёмся вот чего: он прочитает текст, и всё. Нужно ли нам это? Ведь чтение — это способ решения вопроса. Если у ребёнка такой задачи нет, то усилия родителей и педагогов будут тщетны.
У большинства детей есть хобби. Одни любят вязать, другие — кататься на велосипеде. И тут не возникает вопроса, зачем ребёнок это делает: ему просто нравится. Хотя вязание полезно для мелкой моторики, снимает стресс, а езда на велосипеде развивает все группы мышц, реакцию. Но это не первостепенно. А первостепенны спицы, нитки, велосипед, защитный шлем для занятий любимым делом.
Точно так же дела обстоят с чтением. Нужно найти книги, которые помогут развить этот интерес.
Если чтение — часть школьного задания, нужно искать способы, как его выполнить (спойлер: не всегда заставлять ребёнка сидеть над книгой — это решение проблемы).
Предположим, в школе задали выучить несколько стихотворений. Кому-то легко выполнить такое задание, он сядет и выучит. А кому-то трудно, и тогда нужна будет помощь взрослых. Можно вместе разобрать стих, понять, о чём текст, основные мысли, сюжет. Проблему можно решить и так: достаточно прослушать произведение несколько раз (а в интернете есть видео с актерским чтением почти всех стихотворений из школьной программы) и запомнить. В общем, помощь взрослого на этом этапе необходима. Могу даже посоветовать записать школьника в театральную студию, где его научат правильно и красиво исполнять произведения.
Если родительская цель — формально отчитаться перед школой, то это одно. А если хочется, чтобы ребёнок прикоснулся к прекрасному, придётся вместе читать и обсуждать книги, смотреть экранизации, ездить по писательским местам.
Выбирая последнюю стратегию, родитель поймет: объём произведений, который задают на лето, большинству школьников прочитать невозможно.
В списках на лето обычно содержится то, что дети будут проходить в течение всего учебного года. Это огромное количество книг, и не совсем понятно, зачем заставлять читать их: ребёнок точно ничего не запомнит и потом всё равно перед уроком прочтёт краткое содержание.
Но чтобы список на лето всё же был прочитан, лучше привлечь того, для кого он и составляется. Есть такие способы заинтересовать детей:
- расспросить, какие темы интересуют ребёнка или детей в классе;
- дать творческое задание по книге: например, подобрать саундтрек к рассказу, нарисовать героев — тогда чтение будет вдумчивым;
- составить список фильмов, настольных игр, спектаклей по теме.
Так взрослому удастся вписать чтение в насыщенную культурную интеллектуальную жизн
Как читать эффективно? Читательский дневник — это классический способ запомнить, о чём шла речь в произведении, но просто вести его может быть скучно. Если ребёнок любит рисовать, предложите ему сделать картинки с кратким описанием сюжета: школьник может даже не догадываться, что и так можно вести читательский дневник. Подросткам обычно нравится выписывать красивые цитаты, интересные моменты с глубокими мыслями. Современный ребёнок может снять тикток, изложить свои мысли по поводу прочитанного в ролике — и это тоже способ ведения читательского дневника. В конце концов, вопросы на полях книг помогут вспомнить свои мысли во время чтения.
Чтобы сделать чтение осознанным, нужна цель. Помочь с этим могут учителя биологии, истории, математики. Например, учитель русского языка может предложить найти примеры орфограмм в небольшом рассказе Чехова. Для уроков истории будет полезно искать в текстах доказательства, что герой жил в определенную эпоху, принадлежал к какому-то сословию. Больше идей для родителей и детей можно найти на странице олимпиады Московского городского педагогического университета «Книжья нора».