2 июня 2022 года по инициативе отделения философии образования и теоретической педагогики РАО департаментом информатизации образования Института цифрового образования Московского городского университета организован и проведён Межрегиональный научно-методический семинар с международным участием «Развитие дидактики высшей школы и применение в вузах современных средств обучения в условиях совершенствования и массового распространения цифровых технологий».
В работе семинара приняли участие более 50 ученых и педагогов из вузов Москвы (МГУ, РУДН, ВШЭ, МГПУ, МГСУ), Санкт-Петербурга, Волгограда, Кирова, Краснодара, Красноярска, Курска, Ельца, Перми, Сыктывкара, Чебоксар, Южно-Сахалинска, а также из университетов Республики Казахстан и Китайской Народной Республики.
Выступая с приветственным словом, и.о. академика-секретаря отделения философии образования и теоретической педагогики РАО, академик РАО Михаил Левицкий отметил, что в отделении проводится серия публичных мероприятий, посвященных развитию научных подходов к обучению и воспитанию. Организовано комплексное многогранное обсуждение особенностей и путей совершенствования дидактики в условиях изменений, затрагивающих систему образования. Повсеместное распространение современных цифровых технологий не может не отразиться на появлении особых дидактических приемов, изучение которых применительно к системе подготовке студентов вузов, безусловно, является актуальным и значимым. Неслучайно, в 2022 году в РАО начаты научные исследования в области разработки теоретических и практических основ инновационного развития высшего образования и дидактики высшей школы в условиях цифровой трансформации.
Говоря о возможностях и перспективах формирования цифровой среды в рамках развития дидактики высшей школы, начальник департамента информатизации образования института цифрового образования МГПУ, академик РАО Вадим Гриншкун подчеркнул необходимость выявления подходов к системному и взаимосвязанному использованию различных информационных технологий. Содержательная, терминологическая и технологическая унификация и интеграция цифровых средств позволит реализовать новые педагогические приемы, упростить подготовку педагогов в области информатизации образования, автоматизировать различные виды деятельности работников вузов, создать новые качественные информационные ресурсы, усовершенствовать популярные образовательные цифровые коллекции.
Заведующая лабораторией теории и методики информатизации образования Института стратегии развития образования РАО, руководитель научной школы «Информатизация образования», академик РАО Ирэна Роберт в сообщении «Технологии отображения реальной действительности предметной области в виртуальную: возможности и риски» обосновала актуальность реализации преимуществ технологий неконтактного информационного взаимодействия и значимость разработки дидактического сопровождения проектирования и методического обеспечения использования иммерсивных технологий в образовании. Участникам семинара были представлены методологическая основа проектирования иммерсивных технологий в образовательных целях, предлагаемые этапы такого проектирования, систематизированные вызовы и риски для субъектов образовательного процесса, порождающие возможные негативные последствия, вызванные использованием иммерсивных технологий в образовании.
Результаты анализа тенденций информатизации высшей школы представила в своем выступлении научный руководитель департамента информатизации образования института цифрового образования МГПУ, профессор Ольга Заславская. Подчеркнуто, что большинство стран мира приходят к пониманию необходимости поиска путей эффективного и обоснованного использования цифровых технологий в образовании. Показано, что информатизацию высшего образования на современном этапе характеризует развитие и распространение открытых онлайн-курсов, коллекций цифровых образовательных ресурсов, снижение парка компьютерной техники в вузах, проникновение технологий новой индустриальной революции и многие другие факторы. Значимыми в этих условиях является развитие фундаментальной, инвариантной относительно развития технологий составляющей высшего образования, а также подготовка студентов к использованию существующих и перспективных технологий в профессиональной деятельности.
Участники семинара подчеркнули перспективность изучения особенностей и направлений информатизации высшего образования, необходимость создания единых федеральных цифровых платформ для интеграции и публикации общедоступных образовательных цифровых ресурсов, значимость обмена теоретическими и практическими результатами исследований в области информатизации всех видов деятельности современного вуза.