Top.Mail.Ru

Жилой микрорайон мечты для детей и подростков

27 мая 2022 года в рамках круглого стола «Дворы, переулки и весь мир: жилой микрорайон для детей и подростков» состоялась презентация одноименного методического пособия. Мероприятие стало частью программы V Ежегодного международного симпозиума «Образование и город: третья миссия университета».

Методическое пособие увлекательно и доступно рассказывает девелоперам, родителям и заинтересованным горожанам о комплексном подходе к проектированию городских пространств для семей с детьми и подростками. В основе книги — данные научных исследований о возрастных физических и психологических потребностях детей и подростков, о родительском запросе на обустройство жизни в городе, а также большой опыт работы авторов и экспертов с юными пользователями городских пространств.

Авторами пособия стали специалисты архитектурного бюро «Дружба», в качестве научных консультантов выступили сотрудники лаборатории развития ребенка НИИ урбанистики и глобального образования МГПУ Татьяна Ле-ван и Анна Якшина, также к подготовке пособия были привлечены эксперты из области экологии, педиатрии и двигательного развития. Инициатор издания пособия — один из старейших застройщиков современного Петербурга ГК «Ленстройтрест».

«Наверное, каждый родитель бывал на таких детских площадках, где, казалось бы, чего только нет для лазанья и прыганья, а дети все равно штурмуют одну-единственную горку или качели в виде черепахи. Взрослые считают, что можно провести здесь целый день, а детям тут скучно, ничего их не увлекает. Почему так происходит? И как девелоперу избежать такой ситуации при проектировании новых кварталов?» — предлагает задуматься Анастасия Шаляпина, начальник отдела разработки продукта, ГК «Ленстройтрест».

«Нам хочется, чтобы детские пространства во дворах были принципиально другими. Это значит, что при создании детской площадки непременно нужно учитывать базовые потребности любого родителя, подростка и ребенка. Игровые пространства должны быть такими, чтобы можно было чувствовать себя в них как рыба в воде — свободно, легко, безопасно. Здесь увлекательно, интересно, всегда есть чем заняться», — говорит Ян Фельдман, директор по маркетингу ГК «Ленстройстрест».

Воплотить в жизнь идеи девелоперам помогло архитектурное бюро «Дружба».

«Для нас самих стало открытием, какой ресурсной может быть среда, в которой учитываются интересы ребенка. Детская площадка, например, может быть полноценным игровым и развивающим пространством, арт-объектом, волшебным микромиром, которым ребенок дорожит и гордится. Продуманная среда компенсирует недостаток сенсорного опыта и двигательной активности у городских детей, создает эмоционально благополучную среду, насыщенную разными возможностями. Мы хотим, чтобы таких пространств появлялось в городе больше. Но для этого нам, взрослым, — родителям, архитекторам, девелоперам — важно понимать, как они работают», — делится своими наблюдениями Белла Филатова, соучредитель и партнер архитектурного бюро «Дружба».

«Ребенку важно чувствовать себя сопричастным важному для себя пространству, группе. Это фундамент эмоционального благополучия: „У меня есть в этом мире свое место: моя кроватка, комната, мой двор, мой город“», — объясняет необходимость особой развивающей среды, учитывающей психофизические особенности детей, Татьяна Ле-ван.

«Какой образ ребенка лежит в основе среды, которую мы создаем? Действительно ли мы понимаем, что важно детям, или исходим из своих представлений о том, что им должно нравиться? — задается вопросом Анна Якшина. — Псевдодетская эстетика пространства с навязанной тематикой, яркими мультяшными персонажами, громкая, кричащая, не предполагает диалога с ребенком. За него уже все решено, все придумано. Но если мы видим перед собой чувствующего, думающего человека, у которого есть свое мнение, и нам оно важно — вырастает совсем другая среда. Пространство, с которым ребенок может активно взаимодействовать: менять его, привносить в него свои смыслы, быть в нем главным действующим лицом».

В пособии можно найти ответ на следующие вопросы:

  • чего не хватает ребенку в городе?
  • почему родителям в городе трудно с детьми и как это изменить?
  • детские пространства в городе: почему это важно?
  • почему детские пространства не всегда работают?
  • каковы признаки псевдодетских пространств?
  • почему детские пространства в городе должны быть разными?
  • каковы формулы хорошего микрорайона и хорошей детской площадки?
  • что такое формула хорошего подросткового пространства?

Легкий и доступный язык пособия, доверительный диалог с читателем — заслуга литературного и выпускающего редактора Марии Жаворонковой, редактора и автора журнала «Seasons», ведущей детской студии журналистики «Летучка» в школе «Seasons», мамы пятерых детей (в том числе особенного ребенка).

Пособие «Дворы, переулки и весь мир: жилой микрорайон для детей и подростков» также находится в открытом доступе и доступно для скачивания.

Запись круглого стола доступна по ссылке (таймкод: 6:00:00 — 7:34:00).


Персоны



В МГПУ завершилась одиннадцатая Школа КВН


21 ноября 2024 г.


По итогам трехдневного обучения от опытных игроков более 30 студентов стали частью сообщества КВН МГПУ

«В сотрудничестве сила»: Анна Данилина о «Школе в ФОКУСе»


21 ноября 2024 г.


Эксперт МГПУ рассказала об итогах сессии методического объединения, прошедшей на конференции «Школа в ФОКУСе. Фокусы для школы»