«Петербург — многоликий город. Видите: сегодня у него таинственное и пугающее лицо. В белые ночи он очаровательно воздушен. Это — живой, глубоко чувствующий город».
М. Горький
Идея Санкт-Петербурга с самого начала была авантюрной. Пётр I построил столицу там, где не было ничего, кроме бесконечных рек, озёр и болот. Всё ради одной цели — сохранить русские традиции и уклад через культурный обмен с Европой, обрести те знания и возможности, которые бы сделали нашу страну сильнее и весомее на мировой арене. Чтобы, переродившись, она стала той Россией, какой мы знаем её сегодня: одновременно современной и самобытной, смотрящей в будущее, но не забывающей о прошлом, идущей вперёд, но по своему, особенному пути. 27 мая мы отмечаем День Санкт-Петербурга как города, сыгравшего огромную роль в этой трансформации.
Сегодня это один из четырёх городов России, чьи центры полностью находятся под защитой ЮНЕСКО. Сердце Санкт-Петербурга хранит историческую память России о пышных балах и бунтарских революциях, о культурных и военных достижениях наших соотечественников, о великих императорах и полководцах, литераторах и композиторах, художниках и музыкантах. Туристы со всего мира стремятся попасть в город, чтобы увидеть в движении золотой механизм часов «Павлин» в Эрмитаже и изысканные своды Зимнего дворца, Петропавловскую крепость, с которой началась история города, и Дворцовую площадь, где случилось восстание декабристов, громаду Исаакиевского собора и миниатюрную скульптуру Чижика-Пыжика на Фонтанке, постоянно исчезающую и появляющуюся там вновь.
Какой легендарный крейсер служит учебной площадкой для юных нахимовцев? Что во время блокады называли сердцебиением Ленинграда? Как кошки стали неофициальной достопримечательностью Эрмитажа? На эти и другие вопросы ответит тематическая подборка материалов МЭШ, подготовленная специалистами ИСМиТО МГПУ ко Дню города Санкт-Петербурга.
Санкт-Петербург — столица истории
«Сей монарх отечество наше привёл в сравнение с прочими, научил узнавать, что и мы люди; одним словом, на что в России ни взгляни, всё его началом имеет, и что бы впредь не делалось, от сего источника черпать будут», — говорил адмирал и дипломат И. И. Неплюев. Пётр I — один из трёх российских правителей, которых называли Великими. Благодаря каким реформам и достижениям он получил такое звание, как он основал Петербург, какой была жизнь в России до первого императора — обо всём этом расскажет сценарий урока «Пётр I». Хорошим дополнением к материалу станет видео «Пётр I. Основание Санкт-Петербурга», сфокусированное на предпосылках и истории возникновения Северной столицы.
Строительство Санкт-Петербурга несло в себе не только политические, торговые и военные, но и просветительские цели. Уже в первой половине XVIII века там появились научные учреждения — одни из первых в России. Об их становлении и дальнейшем развитии расскажет видео «Научные учреждения Москвы и Санкт-Петербурга в XVIII — начале XX вв.».
После ухода Петра из жизни встал вопрос о престолонаследии, и середина XVIII века ознаменовалась чередой борьбы за власть, получившей название дворцовых переворотов. Какие реформы и указы первого императора стали их причиной? Как происходила смена правителей? Кто помогал им взойти на престол? Ответы на эти вопросы можно найти в сценарии урока «Дворцовые перевороты». А вспомнить последовательность, в которой сменялись правители России этого смутного времени, поможет приложение «Эпоха дворцовых переворотов».
Приложение «Восстание на Сенатской площади» — об одной из самых известных попыток совершения революции в Российской империи. Как и дворцовые перевороты, она состоялась в Петербурге, но принципиально отличалась от них тем, что своей целью ставила полное изменение политического уклада страны.
Известная жительница Петербурга, ныне одна из покровительниц города, — православная святая Ксения, которая после смерти мужа отказалась от простой земной жизни и встала на путь веры. Однако сделала она это не самым обычным образом. О невероятных духовных подвигах блаженной можно узнать из анимированного ролика «Ксения Петербургская».
Почти 900 дней и ночей обстрелов, больше миллиона потерянных жизней, 125 грамм хлеба в день каждому. Блокада города на Неве, в середине XX века носившего имя Ленинграда, — одно из самых трагических и, одновременно, героических событий в истории Петербурга. Из сценария урока «Блокада Ленинграда» школьники выяснят, как город выживал во время Великой Отечественной войны, какая знаменитая симфония Шостаковича была написана в осаждённом Ленинграде, и прослушают фрагмент из неё.
Санкт-Петербург — столица культуры
Главное архитектурное строение петровской эпохи — это, безусловно, Зимний дворец. Однако, вопреки распространённому заблуждению, это вовсе не то здание, которое в 1917 году штурмовали красногвардейцы. До конца XVIII века его успели перестроить пять раз, и оригинальное здание, построенное ещё Петром, не дожило до наших дней. Каким оно было при первом императоре, можно узнать из компьютерной реконструкции «Зимний дворец Петра I».
Эрмитаж — один из крупнейших художественных музеев мира, ежемесячно привлекающий сотни тысяч российских и иностранных туристов своей коллекцией из трёх миллионов экспонатов, жемчужиной которой по праву считаются часы «Павлин». В чём их уникальность, расскажет видео «Часы Павлин». А интерактивный текст «The State Hermitage Museum and its Fluffy Guardians» посвящён самым незаменимым сотрудникам Эрмитажа — кошкам, спасающим его от грызунов. Их работа настолько важна и востребована, что в музее даже есть должность кошачьего пресс-секретаря.
Сценарий урока «Урок-путешествие по Санкт-Петербургу. Нахождение части от числа и числа по его части» позволит совместить приятное с полезным: школьники познакомятся с достопримечательностями Северной столицы, решат разноплановые, разноуровневые по сложности задачи, в том числе в формате PISA. Ребята смогут увидеть экспозицию Военно-исторического музея артиллерии, во дворе которого стоят легендарные русские танки и орудия, посчитают, как быстрее всего добраться до Исаакиевского собора и какова его высота.
А. С. Пушкин так писал об основателе Санкт-Петербурга: «Пётр не любил Москвы, где на каждом шагу встречал воспоминания мятежей и казней, закоренелую старину и упрямое сопротивление суеверия и предрассудков». Потому, в противовес архаичной Москве и ради сохранения баланса, великий реформатор основал город совершенно новый, тогда европейский по своей сути. Со временем, пережив ряд трансформаций и несколько раз сменив название, Санкт-Петербург превратился в колыбель исторической памяти России. Сегодня он славится бесчисленными памятниками и музеями, посвящёнными великим свершениям наших соотечественников, архитектурными сооружениями, ставшими символами страны, бесчисленными культурными центрами, ежегодно притягивающими миллионы туристов со всего мира. Сценарий урока «Город на Неве. Путешествие по Санкт-Петербургу» позволит школьникам увидеть и изучить их не выходя из класса. Прослушав отрывок из пушкинского «Медного всадника», они вспомнят историю города и отправятся на виртуальную экскурсию по нему. А приложения «Город на Неве» и «Достопримечательности Санкт-Петербурга» проверят, смогут ли ребята самостоятельно найти и распознать знаковые места Санкт-Петербурга, когда посетят город на самом деле.
Санкт-Петербург — столица литературы
После основания Санкт-Петербург быстро приобрёл статус не только официальной, но и культурной столицы России. Туда со всей страны съезжались композиторы, художники, поэты и писатели. Одним из таких культурных эмигрантов был Николай Васильевич Гоголь. Именно в Городе на Неве он написал ряд своих ключевых ранних произведений, включая знаменитые «Петербургские повести». Их главными героями стали «маленькие люди», которые, как и прозаик, жили и работали в Северной столице. О том, как Гоголь описывал Петербург и почему он посвятил городу цикл произведений, несмотря на своё на разочарование в нём, можно узнать из сценария урока «Н. В. Гоголь „Петербургские повести“». А видео «Образ Петербурга в творчестве Пушкина и Гоголя» сравнит гоголевское видение города с тем, как его изображал величайший русский поэт. С последним адресом Александра Сергеевича, также расположенным в городе на Неве, познакомит видео «Музей-квартира А. С. Пушкина на Мойке, 12». Именно туда привезли литератора после трагической дуэли на Чёрной речке.
Другой известный писатель, сделавший Петербург действующим лицом своих произведений, — это Фёдор Михайлович Достоевский. В его романах город на Неве — это тёмное, почти призрачное место, густо населённое самыми разными людьми: русскими и иностранцами, стариками и молодёжью, рабочими, купцами и ростовщиками. Сценарий урока «Петербург Достоевского, или „Лик мира сего“ (роман „Преступление и наказание“)» расскажет о том, что объединяет всех этих горожан, — жестоком безразличии Санкт-Петербурга к их судьбе.
Санкт-Петербург — столица образования
Вот уже несколько веков наравне с Москвой Санкт-Петербург держит статус образовательной столицы России: там появилось первое высшее учебное заведение — Академический Университет, а также первое женское — Смольный институт благородных девиц. История всей системы образования России корнями уходит в эпоху Петра, который массово открывал духовные семинарии, военные училища, университеты и гимназии. Сценарий урока «Образование в России в XVIII веке» в подробностях разберёт как его реформы, так и дальнейшее развитие российского образования в XVIII веке.
Историю легендарного учебного заведения с почти вековой историей, возникшего в тяжёлое военное время, расскажет приложение «История Нахимовского военно-морского училища (XX век)». Поступить туда — цель любого мальчишки, мечтающего об океане, планирующего стать моряком и сделать первый шаг к получению офицерского звания. Современные нахимовцы, как и 80 лет назад, учатся в самом центре Санкт-Петербурга, а учебной базой для них является тот самый знаменитый крейсер «Аврора» — один из символов города, открытый для посещения всем гостям Северной столицы.
«Прошло сто лет, и юный град,
Полнощных стран краса и диво,
Из тьмы лесов, из топи блат
Вознесся пышно, горделиво;
Где прежде финский рыболов,
Печальный пасынок природы,
Один у низких берегов
Бросал в неведомые воды
Свой ветхой невод, ныне там
По оживленным берегам
Громады стройные теснятся
Дворцов и башен; корабли
Толпой со всех концов земли
К богатым пристаням стремятся".
А. С. Пушкин.