Top.Mail.Ru

Ко Дню города Санкт-Петербурга

«Петербург — многоликий город. Видите: сегодня у него таинственное и пугающее лицо. В белые ночи он очаровательно воздушен. Это — живой, глубоко чувствующий город».

М. Горький

Идея Санкт-Петербурга с самого начала была авантюрной. Пётр I построил столицу там, где не было ничего, кроме бесконечных рек, озёр и болот. Всё ради одной цели — сохранить русские традиции и уклад через культурный обмен с Европой, обрести те знания и возможности, которые бы сделали нашу страну сильнее и весомее на мировой арене. Чтобы, переродившись, она стала той Россией, какой мы знаем её сегодня: одновременно современной и самобытной, смотрящей в будущее, но не забывающей о прошлом, идущей вперёд, но по своему, особенному пути. 27 мая мы отмечаем День Санкт-Петербурга как города, сыгравшего огромную роль в этой трансформации.

Сегодня это один из четырёх городов России, чьи центры полностью находятся под защитой ЮНЕСКО. Сердце Санкт-Петербурга хранит историческую память России о пышных балах и бунтарских революциях, о культурных и военных достижениях наших соотечественников, о великих императорах и полководцах, литераторах и композиторах, художниках и музыкантах. Туристы со всего мира стремятся попасть в город, чтобы увидеть в движении золотой механизм часов «Павлин» в Эрмитаже и изысканные своды Зимнего дворца, Петропавловскую крепость, с которой началась история города, и Дворцовую площадь, где случилось восстание декабристов, громаду Исаакиевского собора и миниатюрную скульптуру Чижика-Пыжика на Фонтанке, постоянно исчезающую и появляющуюся там вновь.

Какой легендарный крейсер служит учебной площадкой для юных нахимовцев? Что во время блокады называли сердцебиением Ленинграда? Как кошки стали неофициальной достопримечательностью Эрмитажа? На эти и другие вопросы ответит тематическая подборка материалов МЭШ, подготовленная специалистами ИСМиТО МГПУ ко Дню города Санкт-Петербурга.

Санкт-Петербург — столица истории

«Сей монарх отечество наше привёл в сравнение с прочими, научил узнавать, что и мы люди; одним словом, на что в России ни взгляни, всё его началом имеет, и что бы впредь не делалось, от сего источника черпать будут», — говорил адмирал и дипломат И. И. Неплюев. Пётр I — один из трёх российских правителей, которых называли Великими. Благодаря каким реформам и достижениям он получил такое звание, как он основал Петербург, какой была жизнь в России до первого императора — обо всём этом расскажет сценарий урока «Пётр I». Хорошим дополнением к материалу станет видео «Пётр I. Основание Санкт-Петербурга», сфокусированное на предпосылках и истории возникновения Северной столицы.

Строительство Санкт-Петербурга несло в себе не только политические, торговые и военные, но и просветительские цели. Уже в первой половине XVIII века там появились научные учреждения — одни из первых в России. Об их становлении и дальнейшем развитии расскажет видео «Научные учреждения Москвы и Санкт-Петербурга в XVIII — начале XX вв.».

После ухода Петра из жизни встал вопрос о престолонаследии, и середина XVIII века ознаменовалась чередой борьбы за власть, получившей название дворцовых переворотов. Какие реформы и указы первого императора стали их причиной? Как происходила смена правителей? Кто помогал им взойти на престол? Ответы на эти вопросы можно найти в сценарии урока «Дворцовые перевороты». А вспомнить последовательность, в которой сменялись правители России этого смутного времени, поможет приложение «Эпоха дворцовых переворотов».

Приложение «Восстание на Сенатской площади» — об одной из самых известных попыток совершения революции в Российской империи. Как и дворцовые перевороты, она состоялась в Петербурге, но принципиально отличалась от них тем, что своей целью ставила полное изменение политического уклада страны.

Известная жительница Петербурга, ныне одна из покровительниц города, — православная святая Ксения, которая после смерти мужа отказалась от простой земной жизни и встала на путь веры. Однако сделала она это не самым обычным образом. О невероятных духовных подвигах блаженной можно узнать из анимированного ролика «Ксения Петербургская».

Почти 900 дней и ночей обстрелов, больше миллиона потерянных жизней, 125 грамм хлеба в день каждому. Блокада города на Неве, в середине XX века носившего имя Ленинграда, — одно из самых трагических и, одновременно, героических событий в истории Петербурга. Из сценария урока «Блокада Ленинграда» школьники выяснят, как город выживал во время Великой Отечественной войны, какая знаменитая симфония Шостаковича была написана в осаждённом Ленинграде, и прослушают фрагмент из неё.

Санкт-Петербург — столица культуры

Главное архитектурное строение петровской эпохи — это, безусловно, Зимний дворец. Однако, вопреки распространённому заблуждению, это вовсе не то здание, которое в 1917 году штурмовали красногвардейцы. До конца XVIII века его успели перестроить пять раз, и оригинальное здание, построенное ещё Петром, не дожило до наших дней. Каким оно было при первом императоре, можно узнать из компьютерной реконструкции «Зимний дворец Петра I».

Эрмитаж — один из крупнейших художественных музеев мира, ежемесячно привлекающий сотни тысяч российских и иностранных туристов своей коллекцией из трёх миллионов экспонатов, жемчужиной которой по праву считаются часы «Павлин». В чём их уникальность, расскажет видео «Часы Павлин». А интерактивный текст «The State Hermitage Museum and its Fluffy Guardians» посвящён самым незаменимым сотрудникам Эрмитажа — кошкам, спасающим его от грызунов. Их работа настолько важна и востребована, что в музее даже есть должность кошачьего пресс-секретаря.

Сценарий урока «Урок-путешествие по Санкт-Петербургу. Нахождение части от числа и числа по его части» позволит совместить приятное с полезным: школьники познакомятся с достопримечательностями Северной столицы, решат разноплановые, разноуровневые по сложности задачи, в том числе в формате PISA. Ребята смогут увидеть экспозицию Военно-исторического музея артиллерии, во дворе которого стоят легендарные русские танки и орудия, посчитают, как быстрее всего добраться до Исаакиевского собора и какова его высота.

А. С. Пушкин так писал об основателе Санкт-Петербурга: «Пётр не любил Москвы, где на каждом шагу встречал воспоминания мятежей и казней, закоренелую старину и упрямое сопротивление суеверия и предрассудков». Потому, в противовес архаичной Москве и ради сохранения баланса, великий реформатор основал город совершенно новый, тогда европейский по своей сути. Со временем, пережив ряд трансформаций и несколько раз сменив название, Санкт-Петербург превратился в колыбель исторической памяти России. Сегодня он славится бесчисленными памятниками и музеями, посвящёнными великим свершениям наших соотечественников, архитектурными сооружениями, ставшими символами страны, бесчисленными культурными центрами, ежегодно притягивающими миллионы туристов со всего мира. Сценарий урока «Город на Неве. Путешествие по Санкт-Петербургу» позволит школьникам увидеть и изучить их не выходя из класса. Прослушав отрывок из пушкинского «Медного всадника», они вспомнят историю города и отправятся на виртуальную экскурсию по нему. А приложения «Город на Неве» и «Достопримечательности Санкт-Петербурга» проверят, смогут ли ребята самостоятельно найти и распознать знаковые места Санкт-Петербурга, когда посетят город на самом деле.

Санкт-Петербург — столица литературы

После основания Санкт-Петербург быстро приобрёл статус не только официальной, но и культурной столицы России. Туда со всей страны съезжались композиторы, художники, поэты и писатели. Одним из таких культурных эмигрантов был Николай Васильевич Гоголь. Именно в Городе на Неве он написал ряд своих ключевых ранних произведений, включая знаменитые «Петербургские повести». Их главными героями стали «маленькие люди», которые, как и прозаик, жили и работали в Северной столице. О том, как Гоголь описывал Петербург и почему он посвятил городу цикл произведений, несмотря на своё на разочарование в нём, можно узнать из сценария урока «Н. В. Гоголь „Петербургские повести“». А видео «Образ Петербурга в творчестве Пушкина и Гоголя» сравнит гоголевское видение города с тем, как его изображал величайший русский поэт. С последним адресом Александра Сергеевича, также расположенным в городе на Неве, познакомит видео «Музей-квартира А. С. Пушкина на Мойке, 12». Именно туда привезли литератора после трагической дуэли на Чёрной речке.

Другой известный писатель, сделавший Петербург действующим лицом своих произведений, — это Фёдор Михайлович Достоевский. В его романах город на Неве — это тёмное, почти призрачное место, густо населённое самыми разными людьми: русскими и иностранцами, стариками и молодёжью, рабочими, купцами и ростовщиками. Сценарий урока «Петербург Достоевского, или „Лик мира сего“ (роман „Преступление и наказание“)» расскажет о том, что объединяет всех этих горожан, — жестоком безразличии Санкт-Петербурга к их судьбе.

Санкт-Петербург — столица образования

Вот уже несколько веков наравне с Москвой Санкт-Петербург держит статус образовательной столицы России: там появилось первое высшее учебное заведение — Академический Университет, а также первое женское — Смольный институт благородных девиц. История всей системы образования России корнями уходит в эпоху Петра, который массово открывал духовные семинарии, военные училища, университеты и гимназии. Сценарий урока «Образование в России в XVIII веке» в подробностях разберёт как его реформы, так и дальнейшее развитие российского образования в XVIII веке.

Историю легендарного учебного заведения с почти вековой историей, возникшего в тяжёлое военное время, расскажет приложение «История Нахимовского военно-морского училища (XX век)». Поступить туда — цель любого мальчишки, мечтающего об океане, планирующего стать моряком и сделать первый шаг к получению офицерского звания. Современные нахимовцы, как и 80 лет назад, учатся в самом центре Санкт-Петербурга, а учебной базой для них является тот самый знаменитый крейсер «Аврора» — один из символов города, открытый для посещения всем гостям Северной столицы.

«Прошло сто лет, и юный град,

Полнощных стран краса и диво,

Из тьмы лесов, из топи блат

Вознесся пышно, горделиво;

Где прежде финский рыболов,

Печальный пасынок природы,

Один у низких берегов

Бросал в неведомые воды

Свой ветхой невод, ныне там

По оживленным берегам

Громады стройные теснятся

Дворцов и башен; корабли

Толпой со всех концов земли

К богатым пристаням стремятся".

А. С. Пушкин.



Ольга Грибкова стала победителем конкурса «Золотые Имена Высшей Школы»


22 ноября 2024 г.


Художественный руководитель студенческого концертного хора «Контраст» Ольга Грибкова стала победителем номинации «За преданность профессии и продолжение традиций российской высшей школы»

Круглый стол «Перевод и переводчик: современные реалии и перспективы»


21 ноября 2024 г.


12 ноября на кафедре китайского языка состоялся круглый стол «Перевод и переводчик: современные реалии и перспективы»