С 31 января по 2 февраля делегация педагогов города Москвы в рамках Меморандума о намерениях сотрудничества между сторонами-участницами научно-практической конференции руководителей муниципальных органов управления образованием городов РФ «Эффективные модели управления образованием в городе» посетила г. Йошкар-Олу и познакомилась с особенностями системы образования столицы республики Марий Эл. Среди делегатов оказался и магистрант 2 курса программы «Руководитель образовательной организации» Герман Хаткевич, который поделился впечатлениями от поездки.
«Приоритетными направлениями и задачами развития муниципальной системы образования республики Марий Эл являются: гармонизация отношений личности и общества, умение делать моральный выбор; сочетание традиций и инноваций; воспитание гражданственности и патриотизма; формирование творческого отношения к этнической культуре; приобщение к национальной культуре (от ценности национальной культуры переход к ценности общероссийской и к мировой культуры); социализация воспитанников посредством приобщения к национальной культуре; понимание единства всех людей, уважение представителей других культур, толерантность; духовно-нравственное воспитание; формование национального самосознания.
В этой связи, опыт города. Йошкар-Олы становится уникальным в следующих аспектах организации системы образования столицы республики Марий Эл:
- Обеспечение межнационального согласия, интеграция этнической уникальности разных народов, проживающих в республике;
- Подковка обучающихся к жизни в поликультурной цивилизации (реализация концепции ребенок — носитель поликультурного мировоззрения);
- Приобщение детей к национальной культуре (популяризация и пропаганда творческого наследия, работа фольклорных детских коллективов)
- Использование поликультурного пространства региона в образовательных целях;
- Использование в образовательном процессе технологии сотрудничества и партнёрства, в том числе посредством реализации проектов «Дети обучают учителей», «Последний герой» (выживание в природной среде), проекты в области садоводства и сельского хозяйства
и т. д. ; - Системная этнокультурная подготовка обучающийся;
- Социализация через активное участие в Российском движении школьников и создание разновозрастных организаций для общих социально полезных дел;
- Позиционирование Йошкары-Олы как столицы дружбы через поликультурный фестиваль «120 дней вокруг света»;
Мы изучили опыт «Национальной президентской школы — интерната», Гимназии № 14, СОШ № 29, Гимназии № 4 им. А.С. Пушкина, Школы № 5 «Обыкновенное чудо», ГАОУ «Лицей Бауманский».
Стоит отметить практику коллег — Национальной президентской общеобразовательной школы-интерната в части проведения мониторинга эффективности здоровьесберегающих технологий и Гимназии № 14 в моделировании образовательной организации с этнокультурным компонентом.
Особенно ценно обратить внимание на программу «Одаренные дети» Гимназии № 4 им. А.С. Пушкина, целью которой является создание условий для развития интеллектуальной одаренности и исследовательских компетенций. Программа включает в себя направления развития общей интеллектуальной одаренности, социальной одаренности, спортивной одаренности и художественной одаренности детей. При этом в гимназии успешно функционирует система работы научного общества обучающихся «Открытый мир», предполагающую организацию индивидуальной работы над проектами, реализацию проектов, презентацию результатов проектирования на конференциях и в СМИ. Задачу развития исследовательской культуры учителей, в свою очередь, выполняет научное сообщество «Эйдополис».
Отдельно стоит сказать о Школе «Обыкновенное чудо», которая поразила своей необычной архитектурой в стиле сказочного замка. Цель деятельности школы — способствовать формированию человека, способного жить, работать быть успешным в изменяющемся обществе, человека, который несет ответственность за результаты своего труда, за свое духовное и материальное состояние. В этой школе используется гендерный подход к воспитанию детей, то есть девочки и мальчики должны воспитываться по-разному. Поэтому у девочек развиваются, в первую очередь, женские качества и умения, а у мужчин — мужские. Больше внимание в школе уделяется привлечению родителей в процесс воспитания и развития детей: участие родителей в образовательном процессе — важное требование, которое оговаривается при поступлении ребенка в эту школу. В школе есть центр «Маленькое чудо», ориентированный на проведение развивающих занятий с детьми до 3-х лет, а также со взрослыми, готовящимся стать родителями.
И, конечно, поражает воображение «Бауманский Лицей» — школа-комплекс, включающий в себя учреждения, подведомственные разным министерствам (образования, здравоохранения, культуры, спорта и туризма). Получается, все необходимое для детей в одном месте — образование, медицина, культура, спорт и досуг. Столовая является своим структурным подразделением. Дети выбирают комплекс меню через сайт Школы. С 8 класса предлагается шведский стол, а для 10−11 классов используется принцип ресторана. Продолжительность уроков здесь — 1,5 часа. Урок разделен на три этапа по тридцать минут: 1 этап — обсуждение того, что изучили дома (использование технологии «перевернутый класс»); 2 этап — коррекция, пояснения учителя; 3 этап — рефлексия. А программа социального кообрендинга, надо отметить, вдохновляет: обучающиеся используют карточки Сбербанка для самостоятельных покупок и получают скидки в тех компаниях и организациях, где работают их родители".
Благодарим за подробный рассказ и желаем Герману успехов в эффективном применении полученного опыта!