21−22 апреля 2022 года сотрудники лаборатории развития ребенка НИИ урбанистики и глобального образования МГПУ Татьяна Ле-ван и Анна Якшина провели обучение региональных представителей системы повышения квалификации дошкольных педагогов в рамках программы по развитию личностного потенциала Благотворительного фонда Сбербанка «Вклад в будущее».
Тема мероприятия — «Индивидуализация в детском саду: расширение возможностей обучения и детского участия». Это был разговор о том, какой должна быть среда, в которой звучит и учитывается голос ребенка, и как расширять возможности дошкольников быть субъектами своего образования и жизни. Уже третий год Благотворительный фонд Сбербанка «Вклад в будущее» приглашает сотрудников Лаборатории развития ребенка в качестве экспертов для методического сопровождения дошкольного направления проекта «Развитие личностного потенциала». В этом году в двухдневной программе обучения приняли участие около 30 представителей институтов развития образования и повышения квалификации Иркутской, Кемеровской, Курганской, Новгородской, Пензенской, Саратовской, Свердловской, Тамбовской, Томской областей, Краснодарского и Красноярского краев, республик Алтай, Мордовия и Удмуртия, Ямало-Ненецкого и Ханты-Мансийского автономных округов.
На занятиях обсуждались понятия индивидуализации и соучастия, а также связанные с ними стереотипы. Участники познакомились с условиями, необходимыми для реализации принципа соучастия и расширения возможностей детей, обсудили, как создать среду, учитывающую голос ребенка при принятии решений. Анализ предметно-пространственной среды и взаимодействия на примере реальных кейсов позволил слушателям научиться выделять и анализировать точки роста, аргументировать свою позицию через наблюдаемые факты и давать обратную связь.
Участники отметили ресурсность соучастия в дошкольной практике: «партнерский стиль взаимодействия дает детям возможность быть услышанными, высказывать свое мнение и изменять правила», «для педагога это огромный интерес к работе (постоянно что-то новое), профилактика профессионального выгорания, новые идеи». Также были сформулированы риски, связанные с детским соучастием: страх педагога потерять контроль, сложность учета мнений всех детей, в том числе тихих и стеснительных. Перевод рисков в задачи помог отрефлексировать ограничения существующей практики и наметить направления ее развития.