21 и 22 апреля 2022 года Александра Никитина, ведущий научный сотрудник лаборатории социокультурных образовательных практик НИИ урбанистики и глобального образования МГПУ, провела театрально-педагогическую лабораторию «Я.Театр» в театре «Пиано». В мероприятии приняли участие педагоги и актеры театра «Пиано», Нижегородского ТЮЗ, театральные педагоги общеобразовательных и коррекционных школ Нижнего Новгорода, а также студенты и педагоги нижегородских вузов.
В первый день семинара состоялось открытое игровое занятие, во время которого несколько поколений воспитанников театра «Пиано» — глухих детей — импровизировали, обучая друг друга искусству пантомимы, и вовлекали в игру будущих учеников школы, воспитанников детского сада для глухих детей. По итогам занятия Александра Никитина проанализировала творческие, педагогические и эстетические процессы, увиденные за время выступления участников. Эксперт дала им высокую оценку и резюмировала: «Для руководителя театра, Владимира Николаевича Чикишева, на сегодня важно вычленить и описать структуру сложившейся в „Пиано“ особой педагогики. Это инклюзивная педагогика, основанная на создании особой эстетической дружественной игровой среды и авторском участии детей и учителей в образовательном процессе».
Во второй день семинара Александра Никитина провела тренинг «Газетные фантазии», подаренный нам актерами и педагогами берлинского театра ON. В крошечном зале собралось более 30 человек, доверяющих педагогическим и творческим поискам «Пиано»: от директоров школ и вузовских преподавателей до первокурсников и молодых артистов. Но ни количество, ни разноплановость участников не помешали всем получить удовольствие от совместной работы. «Более того, именно в этой группе финальная рефлексия была особенно глубокой и подробной, — отметила Александра Борисовна. — Вообще-то этот тренинг всегда неплохо анализируют, но тут было как-то особенно тонко: и про познание себя и другого через образ и творчество, и про спонтанность, которая возникает сначала как бы вынуждено, а потом приходит уже в сознательно организуемом потоке. Не все могли остаться до конца длительной встречи, но убегали не тайком, не пряча глаза, а сердечно прощаясь со всеми участниками тренинга».
Владимир Николаевич, руководитель театра, хочет создать на базе школы ресурсный инклюзивный центр, хочет, чтобы были и курсы, и семинары, но без формальных рамок, без затвердевающих форм. Идея красивая. Возможно ли?