Какую школу стоит выбрать родителям, чтобы талантливый ребенок не стал посредственностью? Можно ли развивать одаренность? Какие вещи будут вредить при работе с одаренными детьми? На эти вопросы федеральному порталу «Российское образование» ответил директор Института педагогики и психологии образования Московского городского педагогического университета доктор педагогических и психологических наук Александр Савенков.
Пред тем, как перейти к вопросам обучения одаренных детей, эксперт МГПУ объяснил разницу между понятиями «одаренный», «талантливый» и «гениальный»:
- Талантливые дети — это те, у кого есть потенциал.
- Одаренные люди свой потенциал могут реализовать.
- Гений — это человек, добившийся эпохальных открытий, кардинально изменивший мышление и поведение всех вокруг. Для гения недостаточно быть одаренным, необходимо оказаться в нужное время и в нужном месте.
В статье психолог размышляет о плюсах и минусах обучения одаренных детей в специализированных школах. По его мнению за такими образовательными учреждениями иногда скрываются просто элитные учебные заведения, которые не являются гарантами качества. Также, попадая в более продвинутую среду, ребенок перестает быть лидером и нередко становится посредственностью, пусть и среди самых умных детей страны — эта ситуация может вызвать большие проблемы.
«Большинство выдающихся ученых, руководителей, политиков учились в самых обычных школах. Есть все основания полагать, что данная тенденция сохранится в дальнейшем: в любом случае в „массовой“ школе обучается и всегда будет обучаться значительная часть будущих интеллектуальных лидеров. Особенно это характерно для такой страны, как Россия», — заметил Александр Савенков.
В российских школах наметилась тенденция разделения на профильные классы, что может стать благодатной почвой для развития таланта — у ребенка появляется шанс попробовать себя в том или ином направлении, оставаясь в привычном окружении.
Детская одаренность — это интеллектуальный потенциал каждого ребенка, с ней нужно работать, чтобы обеспечить ребенку максимальную пользу с учетом данных, которые он уже имеет. Так что ответ Александра Савенкова на вопрос, можно ли развивать в ребенке одаренность, будет положительным.
Психолог дал несколько советов, как развивать одаренность ребенка:
- Предложите ребенку сделать не 25 общих примеров, а 5 — но повышенной сложности. Если он справится, освободите его от домашней работы. Так можно сэкономить ученику время и бросить ему вызов, который расширит грани его таланта.
- Существует несколько полезных методик работы с одаренными школьниками. Так, например, после краткого введения в тему учитель может предложить ребенку тест вместо практической работы. Если одаренный ученик сможет выполнить его на 90% и более, он будет освобожден от практических заданий. Талантливым детям часто необходимо меньше времени для усвоения материала.
- Если у педагога есть возможность объединить детей из разных классов для совместной работы, это будет полезно для всех. Для этого отлично подходит проектная деятельность.
Есть вещи, которые будут вредить при работе с одаренными детьми.
- Нельзя использовать одинаковый подход к ученикам — важно их слушать, узнавать, чем они интересуются, что думают.
- Некоторые педагоги привлекают одаренных детей в качестве помощников: просят их помочь соседу по парте, объяснить другим сложную тему. С одной стороны, это показывает уровень доверия педагога и помогает ребятам чувствовать себя более значимыми, но в то же время не развивает талант, а заставляет топтаться на месте. Поэтому такие методы работы часто использовать не следует.
- Одаренному ребенку не нужно делать много, ему нужно делать сложно и не так, как все. Продумайте задание, его сложность, варианты нестандартных решений.