Top.Mail.Ru

Александр Савенков о секретах работы с одаренными детьми

Какую школу стоит выбрать родителям, чтобы талантливый ребенок не стал посредственностью? Можно ли развивать одаренность? Какие вещи будут вредить при работе с одаренными детьми? На эти вопросы федеральному порталу «Российское образование» ответил директор Института педагогики и психологии образования Московского городского педагогического университета доктор педагогических и психологических наук Александр Савенков.

Пред тем, как перейти к вопросам обучения одаренных детей, эксперт МГПУ объяснил разницу между понятиями «одаренный», «талантливый» и «гениальный»:

  • Талантливые дети — это те, у кого есть потенциал.
  • Одаренные люди свой потенциал могут реализовать.
  • Гений — это человек, добившийся эпохальных открытий, кардинально изменивший мышление и поведение всех вокруг. Для гения недостаточно быть одаренным, необходимо оказаться в нужное время и в нужном месте.

В статье психолог размышляет о плюсах и минусах обучения одаренных детей в специализированных школах. По его мнению за такими образовательными учреждениями иногда скрываются просто элитные учебные заведения, которые не являются гарантами качества. Также, попадая в более продвинутую среду, ребенок перестает быть лидером и нередко становится посредственностью, пусть и среди самых умных детей страны — эта ситуация может вызвать большие проблемы.

«Большинство выдающихся ученых, руководителей, политиков учились в самых обычных школах. Есть все основания полагать, что данная тенденция сохранится в дальнейшем: в любом случае в „массовой“ школе обучается и всегда будет обучаться значительная часть будущих интеллектуальных лидеров. Особенно это характерно для такой страны, как Россия», — заметил Александр Савенков.

В российских школах наметилась тенденция разделения на профильные классы, что может стать благодатной почвой для развития таланта — у ребенка появляется шанс попробовать себя в том или ином направлении, оставаясь в привычном окружении.

Детская одаренность — это интеллектуальный потенциал каждого ребенка, с ней нужно работать, чтобы обеспечить ребенку максимальную пользу с учетом данных, которые он уже имеет. Так что ответ Александра Савенкова на вопрос, можно ли развивать в ребенке одаренность, будет положительным.

Психолог дал несколько советов, как развивать одаренность ребенка:

  • Предложите ребенку сделать не 25 общих примеров, а 5 — но повышенной сложности. Если он справится, освободите его от домашней работы. Так можно сэкономить ученику время и бросить ему вызов, который расширит грани его таланта.
  • Существует несколько полезных методик работы с одаренными школьниками. Так, например, после краткого введения в тему учитель может предложить ребенку тест вместо практической работы. Если одаренный ученик сможет выполнить его на 90% и более, он будет освобожден от практических заданий. Талантливым детям часто необходимо меньше времени для усвоения материала.
  • Если у педагога есть возможность объединить детей из разных классов для совместной работы, это будет полезно для всех. Для этого отлично подходит проектная деятельность.

Есть вещи, которые будут вредить при работе с одаренными детьми.

  • Нельзя использовать одинаковый подход к ученикам — важно их слушать, узнавать, чем они интересуются, что думают.
  • Некоторые педагоги привлекают одаренных детей в качестве помощников: просят их помочь соседу по парте, объяснить другим сложную тему. С одной стороны, это показывает уровень доверия педагога и помогает ребятам чувствовать себя более значимыми, но в то же время не развивает талант, а заставляет топтаться на месте. Поэтому такие методы работы часто использовать не следует.
  • Одаренному ребенку не нужно делать много, ему нужно делать сложно и не так, как все. Продумайте задание, его сложность, варианты нестандартных решений.

Читать материал полностью


Персоны



Ольга Грибкова стала победителем конкурса «Золотые Имена Высшей Школы»


22 ноября 2024 г.


Художественный руководитель студенческого концертного хора «Контраст» Ольга Грибкова стала победителем номинации «За преданность профессии и продолжение традиций российской высшей школы»

Круглый стол «Перевод и переводчик: современные реалии и перспективы»


21 ноября 2024 г.


12 ноября на кафедре китайского языка состоялся круглый стол «Перевод и переводчик: современные реалии и перспективы»