Большой зал Московской консерватории известен во всём мире. Открывшись в 1901 году, он сразу же стал центром притяжения музыкантов. Его стены помнят Сергея Рахманинова, Фёдора Шаляпина, Густава Малера… Без тени сомнения можно сказать, что за 121 год с момента постройки этого концертного холла в нём успели прозвучать все признанные шедевры классической музыки, и не раз.
За проект здания новой Московской консерватории платить не пришлось. Василий Загорский — архитектор, ранее занимавшийся реставрацией Кремля, — вызвался сделать его без вознаграждения. Более того, мрамор для ступеней Большого зала он купил на свои деньги, а общие средства на строительство консерватории собирали добровольными взносами. Возведённое здание Загорский считал своим лучшим произведением.
«Большой зал Московской консерватории — не просто концертное помещение. Это — целое понятие, наполненное огромным смыслом для каждого, кто любит музыку, кто любит нашу культуру. А поскольку это центр музыкальной Москвы, к которой приковано внимание всего человечества, — Большой зал являет собою форум всемирный», — признавался писатель И. Андроников.
Почему портреты композиторов, вывешенные в Большом зале, меняются, а их общее количество остаётся неизменным? Без участия каких исторических личностей Московская консерватория не открылась бы? Какие события привели к тому, что сегодня она носит имя Петра Чайковского? На эти и другие вопросы ответит тематическая подборка материалов МЭШ, подготовленная специалистами ИСМиТО МГПУ к годовщине открытия Большого зала Московской консерватории.
История Большого зала и Московской консерватории
Николай Рубинштейн — русский пианист-виртуоз, которому Московская консерватория обязана своим существованием. Именно он в XIX веке превратил Москву из «музыкальной пустыни» в один из главных центров притяжения композиторов, исполнителей, певцов и дирижёров со всего мира. Но и это ещё не всё: Николай Григорьевич открыл стране гения Чайковского, исполняя его тогда ещё не признанные большинством ценителей музыки произведения. Многое о великом деятеле искусства — в видео «История создания Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского», в котором также представлены аутентичные архивные фотографии и видеозаписи XIX и XX веков.
Другой ролик под названием «Большой зал Московской консерватории» расскажет историю создания и реставрации концертного холла, а также немало интересных фактов о нём. В частности, школьники узнают, как на надписи под вывешенными в зале портретами композиторов смогли закрасться орфографические ошибки и что символизирует мраморная лестница консерватории. А сценарий урока «Дом, который звучит» поможет им сравнить это учреждение с другими столичными музыкальными площадками, такими как Большой театр и Дом музыки.
«Во время исполнения в нашем зале пятой симфонии Шостаковича произошла общегородская авария и вырубился весь свет. Полная темнота — и оркестр не остановился. И только в финале зажёгся свет. Ну, таких аплодисментов, какие были после этого концерта, больше не приходилось слушать», — делится воспоминаниями легендарный директор Большого зала Владимир Захаров. Об этом и других событиях, случаях и курьёзах, произошедших в консерватории за более чем 60 лет его работы там, Владимир Емельянович поведает в видео «Летопись Большого зала Московской консерватории».
Проверить, насколько хорошо вы выучили историю одного из главных музыкальных центров столицы, можно при помощи теста «Московская государственная консерватория им. П. И. Чайковского».
Знаменитые композиторы
Сценарий урока «П. И. Чайковский. Концерт № 1 для фортепиано с оркестром. Часть I» — о Петре Ильиче Чайковском, чьё имя подарили Московской консерватории в 1940 году, в день столетнего юбилея великого музыканта. На занятии школьники выяснят, кто такие лирники и как они повлияли на творчество композитора, а также таланты каких известных современных исполнителей раскрылись именно благодаря музыке Чайковского.
Торжественное открытие концертного холла Московской консерватории в 1901 году прошло с аншлагом. «Сегодня вечером стены нашего зала огласятся звуками отца нашей музыки — Глинки…», — говорил перед началом выступления дирижёр Василий Сафонов. Опере Михаила Ивановича, увертюра из которой стала первым официально исполненным в Большом зале произведением, посвящён сценарий урока «Опера „Руслан и Людмила“». А приложение «М. И. Глинка. Опера „Руслан и Людмила“» поможет вспомнить основные музыкальные темы из неё через их сопоставление с образами главных персонажей.
О симфонии Бетховена, которая также звучала в стенах этого знаменитого зала в день его открытия, расскажет электронное учебное пособие «Композиторы венской классической школы: Й. Гайдн, В. А. Моцарт, Л. Бетховен». Из него можно узнать, почему в детстве знаменитый композитор не хотел заниматься музыкой и какие композиционные элементы сделали его произведения новаторскими. Кроме того, учебное пособие, наполненное интерактивными заданиями и красочными видеороликами, поможет проследить, как жизненные обстоятельства сказывались на творчестве Бетховена, сопоставив знаменитые произведения композитора с фактами его биографии.
Музыка в изобразительном искусстве
Музыка тесно связана с другими жанрами искусства, в том числе с живописью. Видео «Графические наброски. Рисуем в консерватории» покажет, как изобразить на бумаге виолончелиста и скрипача, при этом сохранив присущую музыкантам живость и эластичность образов.
Приложение «Портреты композиторов в Большом зале Московской консерватории» поможет проверить, знаете ли вы в лицо тех отечественных и зарубежных музыкантов, которые наблюдают за выступлениями со стен холла. А в интерактивном задании «Модест Петрович Мусоргский „Картинки с выставки“» нужно сопоставить иллюстрации с отрывками из музыкальных миниатюр композитора Мусоргского, изображённого на одном из этих портретов.