Чем различаются понятия гениальность, таланта и одаренность? Как выявить одаренного ребенка? И что такое «вирус креативности»? Об этом в эфире «Детского радио» рассказал психолог Александр Савенков.
В своем выступлении эксперт МГПУ выделил три качества, которые помогают детям добиваться успеха в будущем:
«Современная психология считает, что одаренность состоит из трех основных элементов: мотивации, когда ребенок к чему-то стремится, интеллекта, определяемого по IQ, и креативности, которая тоже измеряется тестами интеллекта. Они действительно работают, несмотря на то, что их часто ругают. Но нужно уметь пользоваться этим инструментом».
Также были разграничены понятия гениальности, таланта и одаренности. Гении, по словам Савенкова, — люди, внесшие кардинальный вклад в развитие человечества, тогда как «талант» стоит на ступеньку ниже этого понятия. Одаренность же — ресурс, который не каждый человек, обладающий им, реализует. Таким образом, одаренные не всегда становятся успешными, а бездарные порой поднимаются на вершину социальной пирамиды.
Эксперт советует обращать внимание на речь, мышление и поведенческие особенности, но особенно —на способность к концентрации внимания. Одаренный ребенок будет отличаться от сверстников.
Что касается интеллекта, то это как раз та часть одаренности, которая тесно связана с нашим генотипом. У детей он наследуется в пропорции 3 к 7, где 3 генотип, а 7 среда, а у взрослых — 8 к 2. То есть, чем старше мы становимся, тем сильнее на нас влияет генотип, тем самым делая нас более похожими на родителей, бабушек, дедушек.
Третий элемент — креативность. Она на 50% зависит от среды:
«Принципиально важно, чтобы в окружении был референтный взрослый, которого сможет копировать ребенок, — подчеркивает Александр Савенков. — Это может быть родственник, педагог, даже литературный или киногерой. Ведь креативность, она заразна, она как вирус. Ей можно заразиться, в хорошем смысле этого слова».