С 15 по 17 февраля в Москве прошла XV международная научно практическая конференция «Тенденции развития образования». Главной темой конференции стало качество образовательных результатов и образовательные реформы, способствующие его росту. Конференцию проводит Московская высшая школа социальных и экономических наук совместно с Российской академией народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, НИУ ВШЭ и Московским городским педагогическим университетом.
Пленарное заседание первого дня открыл профессор Высшей педагогической школы Гарвардского университета и Высшей школы экономики (Москва) сэр Майкл Барбер, представивший доклад «Добрые, праведные и прекрасные: предназначение школ в XXI веке».
«Задача педагогов — думать о русском языке и передавать его в чистоте новым поколениям. Мы не знаем, что произойдет в этом турбулентном мире, но мы не можем позволить себе потерять это замечательное достояние; русский язык должен быть передан следующим поколениям в чистейшем виде», — заявил он,
«Школы XXI века должны быть добрыми, справедливыми и прекрасными. Ученики должны получать добрые идеи от учителей и стремиться к добру. Нужно научить детей отстаивать истину, подбирать четкие аргументы, но приводить их цивилизованно, чтобы убедить собеседника, не унижая его. Это очень важно для жизни в современном многоязычном и мультикультурном мире».
О смыслах и зримых результатах образовательных реформ рассказала декан факультета «Менеджмент в сфере образования» Московской высшей школы социальных и экономических наук Елена Ленская. Главным приоритетом образовательной политики, по ее мнению, должна стать поддержка школ, работающих в трудных условиях, и предоставление в приоритетном порядке качественных услуг дошкольного образования детям из сложного социального окружения. Научный руководитель Института образования НИУ «Высшая школа экономики» Исак Фрумин осветил вопрос о том, помогает ли (и как) школа ответить стране на вызовы меняющегося мира. Он представил аудитории сравнительный анализ вызовов перед экономикой России и предложил расширить понимание «человеческого капитала», рассматривать образование не как систему организаций, а как образовательную экосистему.
Эксперты МГПУ принимали активное участие в конференции: Ирина Виноградова и Елена Иванова (Институт системных проектов МГПУ) сделали доклад, посвященный шкалам SACERS и обсудили с коллегами на малом пленуме то, применим ли международный инструментарий для оценки образовательных условия российской школы.В обсуждении эффективности национальных мониторингов для управления развитием системы российского образования принял участие Игорь Шиян; Светлана Вачкова и Ольга Айгунова выступили в секции «Высшее образование: особенности обучения, оценка знаний студентов, роль преподавателей»; Кирилл Баранников стал ведущим секции «Как изменилась стратегия и проблематика образовательных реформ в России и в мире за последние десятилетия» и круглого стола «Можно ли скопировать успех — как устроены зарубежные реформы?», Владимир Львовский провел круглый стол, посвященный разработке инструментов оценки качества образования в рамках совместной программы Всемирного банка и Министерства финансов РФ Russia Education Aid for Development, а Сергей Весманов — круглый стол «Проектное управление в образовании: целенаправленные изменения и реформы».
В завершающий день конференции состоялось выступление ректора МГПУ Игоря Реморенко «Как влиять на власть в образовании». В выступлении он отметил, что власть не всегда рациональна в принятии решении в сфере образования. Он рассказал об изменениях влияния общества на власть с конца 80-начала 90-x годов до 2012 года и отметил, что в настоящее время эффективно работающим инструментом влияния общества на власть является краудсорсинг, а использование открытых данных может снизить бюрократизацию процессов и упростить прохождение вузами аккредитации.