21- 22 марта институт непрерывного образования МГПУ провел двухдневный вебинарный дискурс «Педагогический дизайн: от проб к опыту».
Педагогический дизайн — это новый инструмент разработки материалов с использованием цифровых ресурсов и процедур проектирования современного учебного занятия. Новая цель образования изменила структуру урока и создала возможность использовать педагогический дизайн в образовательном процессе, благодаря которому создается образовательная среда.
Преподаватели и эксперты в области педагогического дизайна рассказали:
- что такое педагогический дизайн с позиции профессиональных проб и опытных педагогов;
- как взаимосвязаны между собой педагогический дизайн и учебное проектирование в конкретных методических разработках педагогов;
- как педагогический дизайн обеспечивает технологизацию учебного занятия;
- какие методические алгоритмы возможны в педагогическом дизайне;
- какие компетенции, способности отличают педагогического дизайнера и в какой сфере образования востребован педагогический дизайнер, с позиции экспертов от образования;
- экспертное мнение: почему педагогический дизайнер наиболее востребован сегодня в дополнительном образовании?
В роли модератора дискурса выступила Наталья Шевченко, кандидат педагогических наук, доцент, МГПУ. В своем выступлении Наталья Ивановна рассказала о задачах педагогического дизайна, компетенция педагогических дизайнеров и опыте МГПУ по подготовке специалистов в данной области на магистерской программе «Педагогический дизайн дополнительного образования естественнонаучной и технической направленности». Магистранты программы ходе демонстрации профессиональных проб представили представили свои проекты, выполненные с использованием различных моделей педагогического дизайна:
- Анна Каверина — «Развивающие занятия для младших школьников в рамках занятия «Рисуем курочку Рябу»
- Надежда Титова — «Основы работы в электронных таблицах Google sheets»
- Ольга Косенкова — «От ботаники к бумажной флористике»
- Светлана Лаптева - «Разработка занятий для курса по техническому творчеству модель ADDI»
- Светлана Перминова -«Сборка и программирование модели «Растения и опылители» Модель SAM»
- Екатерин Клюй — «Дизайн образовательной среды в лаборатории раннего инженерного образования»
Старший методист Дворца творчества детей и молодежи имени А.П.Гайдара Алексей Павлищев рассказал о разработке и осуществление курса организации проектной деятельности для педагогов на основе модели педагогического дизайна. успешными практиками, реализуемыми ДТДиМ поделились педагоги дополнительного образования:
Марина Рева — Опыт включения экологического модуля в программу по подготовке детей к школе,
Инесса Замятина — Мотивация обучающихся изостудии «Росинка» в рамках проекта «Уроки доброты» (для пациентов и сотрудников хосписа),
Вероника Гаврилова — Педагогический дизайн в обучении иностранным языкам на примере программы «EnjoyEnglish». Лайфхаки мотивации,
Варвара Хоменкер — Использование таксономии Б. Блума в проектировании программ дополнительного образования,
Александр Никитин — Педагогический дизайн программ ДО инструментального исполнительства.
Во второй день встречи состоялся круглый стол, в ходе которого эксперты провели анализ представленных практик, обсудили новые решения, продуктивность и перспективы педагогического дизайна в дополнительном и общем образовании.
Есть опыт реализации модели педагогического дизайна в области реализации образовательных программ и занятий, хотелось бы видеть его использование в области проектирования образовательной среды. Столичное образование в последнее время продвинулось в этом направлении, есть много интересных проектов. На мой взгляд, лакуной педагогического дизайна, требующей отдельной проработки, является оценка результативности.
Мы во Дворце творчества детей и молодежи имени А.П.Гайдара активно применяем педагогический дизайн. Это позволяет обеспечить индивидуальный подход к каждому ребенку в рамках одной программы, перейти к субъект-субъектным отношениям педагога и обучающегося.
Педагогический дизайн позволяет получить принципиально иные результаты, но необходимо его массовое внедрение. Требуется массированная подготовка магистрантов и педагогов в рамках повышения квалификации и профессиональной переподготовки. Это требует существенных ресурсов и вложений.