Top.Mail.Ru

Уроки пандемии: вызовы и перспективы сетевого образования

В январе 2022 года в научном издании Sustainability (2022, 14) вышла статья «Lessons of the Pandemic for Family and School — The Challenges and Prospects of Network Education» («Уроки пандемии для семьи и школы: вызовы и перспективы сетевого образования»).

Ее авторами стали Светлана Вачкова, директор НИИ урбанистики и глобального образования МГПУ, Иван Климов, ведущий научный сотрудник центра аналитических исследований и моделирования в образовании НИИ УГО МГПУ, Елена Петряева, директор центра аналитических исследований и моделирования в образовании НИИ УГО МГПУ и Валентина Салахова, ведущий научный сотрудник лаборатории гуманной педагогики НИИ УГО МГПУ.

Статья представляет собой описание исследования мнений участников образовательных отношений (на примере ряда московских школ) о трудностях, с которыми им пришлось столкнуться при осуществлении образовательного процесса в период пандемии COVID-19 весной 2020 г. Само исследование вписано в глобальный контекст: подобные проблемы затронули систему образования во всем мире.

«Более 1,5 млрд обучающихся в более чем 190 странах мира оказались оторваны от процесса обучения. Закрытие школ и других образовательных учреждений коснулось 94% мирового контингента обучающихся… Пандемия… оказала огромное влияние на систему образования в целом и на всех субъектов образовательной деятельности в частности (ученики, педагоги, родители)»,

— так обозначили исследователи масштаб проблемы. Решение о переходе на удаленную форму образования выявило недостатки образовательных моделей каждой страны и актуализировало проблему социального и цифрового неравенства населения. Авторы показали, как справлялись при этом с задачей сохранения доступа к образованию в других странах.

Аналогичные зарубежным меры по переводу образования в онлайн-формат были предприняты и в нашей стране. Результаты анкетирования и опросов, проведенных авторами, позволили сделать следующие выводы:

«Пандемия… спровоцировала амбивалентные изменения в развитии социальных институтов. С одной стороны, цифровые возможности получили очень мощный стимул к развитию. Разработка цифрового сопровождения самых разных образовательных процессов буквально за несколько кризисных месяцев продвинулась дальше, чем за предшествующие пять лет. Школьное образование и учительский корпус… не только освоили образовательные IT-технологии и ресурсы, но и в сложной ситуации помогли школьникам в целом успешно закончить учебный год. Были созданы процедуры и регламенты дистанционного обучения, апробированы различные модели соединения традиционных и обязательных элементов учебного процесса с новыми — творческими, динамичными и более свободными.

С другой стороны, под угрозой оказались многие функции школы как социального института. В первую очередь те, которые затрагивают процессы социализации и социальной адаптации ребенка".

Как итог, и родители, и дети в большинстве своем осенью 2020 г. выступали за очную форму обучения. Между тем в обществе уже сформировался запрос на определенные достижения дистанционного формата образования, поэтому, заключают авторы, помня об определенных рисках, которые такое образование влечет за собой, необходимо разрабатывать новую цифровую дидактику и повышать квалификацию педагогов.

Полный текст статьи доступен по ссылке.


Персоны



Ольга Грибкова стала победителем конкурса «Золотые Имена Высшей Школы»


22 ноября 2024 г.


Художественный руководитель студенческого концертного хора «Контраст» Ольга Грибкова стала победителем номинации «За преданность профессии и продолжение традиций российской высшей школы»

Круглый стол «Перевод и переводчик: современные реалии и перспективы»


21 ноября 2024 г.


12 ноября на кафедре китайского языка состоялся круглый стол «Перевод и переводчик: современные реалии и перспективы»