Как добиться индивидуализации образования без тьюторов, психологов и социальных педагогов? Этим вопросом задается эксперт лаборатории социокультурных образовательных практик НИИ урбанистики и глобального образования МГПУ Максим Буланов в одноименной статье. Решение, которое предлагает автор, — личный образовательный профиль. О том, из чего складывается подобный профиль и как преподавателю его сформировать, и рассказывает публикация.
Образовательный профиль, отмечает Максим Буланов, состоит из четырех групп данных.
- Академическая информация. Она учитывает знания и умения ученика, его предметные и личностные компетенции, его учебный прогресс. К академической информации относятся успеваемость и учебное портфолио, понимание педагогического подхода, программы, по которой обучался ребенок.
- Способность к обучению. Ее определяет умение школьника организовать домашнюю работу, работать в группе, анализировать информацию, проводить исследования.
«Важно, чтобы учитель перестал оценивать личность и задумался, какие объективные преимущества и проблемы есть у школьника. Тогда он может начать диалог с ним, предложить пути решения», — полагает Максим Буланов. - Демографическая информация включает понятия национальной и социальной идентификации. «В противовес строгости и унижению существует так называемая „теплая требовательность“ — когда учитель помогает ученику задать более высокую образовательную планку с учетом его жизненных обстоятельств… например, детей-мигрантов будут учить русскому языку не по стандартному учебнику, а по адаптированному для иностранцев. Или организуют в школе место для выполнения домашней работы ученику из неблагополучной семьи», — объясняет эксперт.
- И, наконец, интересы и устремления. Уже в средних классах подросток задумывается о том, что его больше всего интересует в жизни. В идеале школа должна учитывать эти индивидуальные склонности в учебном процессе и способствовать самоопределению.
Чтобы прийти к индивидуализации учебной траектории ученика, автор статьи советует преподавателю:
- экспериментировать с подходами, заданиями, методами работы;
- учитывать специфику личности ребенка;
- анализировать обратную связь.
«Учителя часто жалуются, что преподавание напоминает хождение по мукам или круги ада — каждый день одно и то же, слишком мало отдачи. Поэтому индивидуализация образования нужна не только ученикам, но и преподавателям. Она позволяет увидеть, наконец, в школьниках живых людей и сделать работу по-настоящему интересной и захватывающей»,
— делает вывод Максим Буланов.
Источник: Педсовет