Top.Mail.Ru

Молодежь перестает любить «Мастера и Маргариту»

Книгой своего поколения подростки чаще называют «Отцов и детей», чем «Гарри Поттера», а «Мастер и Маргарита» уже не книжный фаворит — таковы результаты читательской интернет-олимпиады «Книжья нора», проекта МГПУ. Подробно о результатах написал портал «Вести образования».

В VII онлайн-олимпиаде «Книжья нора», которую проводит Московский городской педагогический университет на платформе «читательская.рф», участвовали более 500 любителей литературы от 12 до 70 лет, все, кто считает своим хобби чтение и книги. Благодаря онлайн-формату олимпиада прошла во всем мире. В «Книжьей норе» собрались читатели из России, Израиля, Казахстана, Дании, Чехии, Италии, Казахстана, Киргизии.

«В читательской олимпиаде 2021 года на равных соревновались школьники и взрослые, — говорит идеолог проекта, заведующая лабораторией социокультурных образовательных практик НИИ урбанистики и глобального образования МГПУ, специалист по детскому чтению Екатерина Асонова. — В „Книжьей норе“ самое важное — это обсуждать любимые книги и комментировать работы других. Партиципаторный же подход позволяет всем почувствовать себя соавторами олимпиады».

В первом туре участники рассказали о книге, которая лучше других описывает их поколение. Во втором всех ждали нестандартные задания в 13 «норах»: предложить идею книжного подарка, подобрать саундтрек к тексту, сравнить книгу и экранизацию, написать фанфик и придумать концепцию книжного блога. В третьем туре участники написали вредные читательские советы.

Социолог и ведущий научный сотрудник МГПУ Любовь Борусяк отметила, что олимпиадные работы рассказывают не столько о книгах, сколько о самих читателях, и поделилась особенностями «Книжьей норы"-2021.

Литература — это проза

Школьники чаще взрослых обращаются к современной зарубежной литературе: одна треть против одной пятой. Многие дети и подростки любят приключения, фэнтези и фантастику, а старшеклассники — еще и переводную литературу Young Adult, с которой взрослые даже незнакомы. Несмотря на растущую популярность графических романов, комиксов и манга, в олимпиаде их упоминали считанные разы. Возможно, из-за того, что конвенционального представления о том, что это тоже литература, в русскоязычной среде еще не сформировалось. Впрочем, поэзия тоже не встретилась в олимпиадных текстах: ее участники тоже отделяют от литературы.

Второй по популярности ответ — «эскапизм, желание отвлечься от неприятностей, уйти от одиночества». На третьем месте (у взрослых на втором) — «возможность понять себя и других через судьбы героев». «Когда мы проводим исследование массовой аудитории, стремление читать, чтобы понять себя и других, обычно стоит на последнем месте, — говорит Борусяк. — Ценно, что в олимпиадной аудитории так считает каждый седьмой».

Тимур vs. Гарри

Большой разброс мнений оказался у школьников в выборе книги своего поколения. У большинства нет представлений о характерных чертах своего поколения: так, многие сказали, что подростки во все времена одинаковы. Первое место заняла серия книг о Гарри Поттере. Но ее называли, в основном, дети до 14 лет, объясняя, что Поттериану Джоан Роулинг писала «будто про нас». Старшеклассники вывели на второе место книгу о конфликте поколений «Отцы и дети». Из современных авторов в лидерах оказались еще Андрей Жвалевский и Евгения Пастернак.

Зато из школьной классики в топ списка попали «Тимур и его команда», «Горе от ума», «Обломов» и «Герой нашего времени». Ни один участник не назвал еще совсем недавно так популярную книгу «Мастер и Маргарит».

«Многие старшеклассники в ответе писали, что задумались сначала о чертах своего поколения, чтобы подобрать произведение, — говорит Любовь Борусяк. — Но рефлексия всегда дается непросто, поэтому, подозреваю, простым выходом для части школьников стало обращение к классике. Мы же знаем, что она всегда актуальна».

Вредные советы

На финальном этапе олимпиады участники дали много забавных вредных читательских советов. Некоторые — например, делать самолетики из книг — вряд ли кому пришли бы в голову на самом деле. Но часть советов вполне похожа на требования учителей или родителей — например, читать быстро. Или на детскую практику Марины Цветаевой: читать книги не по возрасту. «Читай быстро и не задумываясь над смыслом текста, он совершенно ни к чему! Бери сложные книги, которые сейчас понять будет невозможно и забудь про то, что может подойти и быть интересным».

Не один участник попытался написать советы в стиле Григория Остера. Совет для школьника:

«Если мама заставляет убираться каждый день, ты возьми скорее книгу и начни её читать.

Мама сразу удивиться, улыбнется, скажет в слух: «Наконец-то, мой сынуля, начал книжечку читать.

За тебя полы помою и не буду приставать".

Совет для взрослых:

«Когда non-fiction на носу,
А денег нет совсем,
Не ной, не плачься в соцсетях —
Ограбь швейцарский банк,
Возьми в аренду грузовик,
Чтоб книжки вывозить,
Тогда сказать ты сможешь всем,
Что к ярмарке готов».

Оригинал материала


Персоны



Ольга Грибкова стала победителем конкурса «Золотые Имена Высшей Школы»


22 ноября 2024 г.


Художественный руководитель студенческого концертного хора «Контраст» Ольга Грибкова стала победителем номинации «За преданность профессии и продолжение традиций российской высшей школы»

Круглый стол «Перевод и переводчик: современные реалии и перспективы»


21 ноября 2024 г.


12 ноября на кафедре китайского языка состоялся круглый стол «Перевод и переводчик: современные реалии и перспективы»