17 ноября 2021 года прошло второе заседание V серии университетского семинара «Что такое деятельностный подход в образовании», посвященное профессионально-личностному развитию учителя.
Главными спикерами встречи стали Кирилл Митрофанов, доцент департамента образовательных программ института образования ВШЭ, и Павел Сергоманов, руководитель направления Дивизион «Цифровые платформы образования» ПАО Сбербанк. Они познакомили участников семинара с исследованием, направленным на выявление закономерностей профессионального развития педагогов и факторов, влияющих на данный процесс.
Результатом работы стали рекомендации по созданию программ профессиональной поддержки. По мнению спикеров, именно отсутствие внятных перспектив и возможностей для реализации индивидуальных стратегий профессионального развития является основной причиной «вымывания» талантливых молодых педагогов из системы образования. Эти же причины мешают и росту квалификации опытных учителей. Согласно предположению авторов доклада, можно выделить следующие периоды профессионального становления педагога: «детство», «взрослость» и «опытность», для которых характерен ряд специфических конфликтов.
«Детство»:
- ожидания против реальности;
- фрагментарность против целостности;
- изложение против восприятия;
- содержание предмета против смысла образования ребенка.
«Взрослость»:
- персональное и коллективное.
«Опытность»:
- продуктивность против застоя.
Каждый базовый смысловой кризис (или конфликт) в определенный период профессионального становления педагога предполагает выделение особого предмета педагогической рефлексии. Например, предметом рефлексии учителя в периоде «детство» в рамках конфликта «фрагментарность против целостности» является «организация содержания предмета в контексте поурочного процесса его преподавания».
Заявленные тезисы вызвали оживленную дискуссию среди участников семинара. Активное участие в ней принял Алексей Воронцов, доцент Дирекции образовательных программ МГПУ, который отметил важность подобных исследований при выработке современных профессиональных инструментов, помогающих педагогам в их повседневной работе.
Доклад прокомментировали также руководители семинара — Игорь Реморенко, ректор МГПУ, и Борис Эльконин, главный научный сотрудник лаборатории проектирования деятельностного содержания образования НИИ урбанистики и глобального образования МГПУ. Они поставили вопрос об особенностях «педагогического» знания школьного предмета, связанных с его воспитательными и образовательными смыслами.
Также к обсуждению подключились Галина Цукерман, ведущий научный сотрудник лаборатории психологии младшего школьника Психологического института РАО им. Л.Г. Щукиной, Геннадий Блинов, заместитель директора по научной части КГКАУ «Центр социально-экономического мониторинга и инвестиционной деятельности» Красноярского края", Петр Нежнов, ведущий научный сотрудник лаборатории проектирования деятельностного содержания образования НИИ урбанистики и глобального образования МГПУ, и другие.
Запись семинара можно посмотреть по ссылке на официальном сайте мероприятия.