Проект «Нюрнберг. Начало мира» опубликовал фрагменты книги «Треблинка. Исследования. Воспоминания. Документы» и интервью с автором идеи и ответственным редактором издания, историком, доцентом кафедры отечественной истории Московского городского педагогического университета, заместителем директора Департамента науки и образования Российского военно-исторического общества Константином Пахалюком.
Актуализируя проблематику издания, Константин Пахалюк отметил:
До сих пор тема Холокоста, по сути, не воспринимается как «наша история». Да, часть истории нацистских преступлений, да, еврейская трагедия, но все равно — как нечто не-наше, чужое, а потому — факультативное и необязательное. Что печально. Ведь в значительной мере убитые евреи были жителями Советского Союза, до 40 процентов из 6 млн жертв. Ведь Холокост как политика последовательного физического уничтожения начинается с советской территории. Ведь различные нацистские стратегии уничтожения, подавления и истребления так тесно переплетены, что говорить «это чужое, не-наше горе» — моральная подлость и слепота. Как нельзя сегодня на проблему экологии смотреть исходя из узко «национальной», то есть ограниченной государственными границами, перспективы, так и трагедия тех, кто стал жертвами нацистских преступлений, не может вместиться в четко очерченные, комфортные национальные, государственные рамки. Холокост — это в той же мере часть нашей истории, как и истории Европы и всего мира.
Сборник «Треблинка. Исследования. Воспоминания. Документы» объединил и ввел в научный оборот целый ряд источников и материалов. В нем есть и исследовательские материалы об истории лагеря, о коллаборантах, чинивших там самые страшные зверства, — вахманах-травниковцах, о доказательствах, разбивающих наголову аргументы отрицателей Холокоста. Есть опубликованные на русском языке впервые мемуары, ставшие ключевыми источниками в историографии Холокоста.
© Фото из архива автора
«Треблинский ад» — название очерка Василия Гроссмана. В ноябре 1944 года он был опубликован в журнале «Знамя» и потом в виде брошюры распространялся на Нюрнбергском процессе. Бывшие узники лагеря уничтожения Треблинка были свидетелями в Нюрнберге. И однако, эхо того чудовищного времени звучит до сих пор — открываются все новые сведения и факты, отыскиваются в архивах недоступные ранее документы. Сборник «Треблинка. Исследования. Воспоминания. Документы» объединил и ввел в научный оборот целый ряд источников и материалов. В нем есть исследовательские материалы об истории лагеря, о коллаборационистах, чинивших там самые страшные зверства, — вахманах-травниковцах, о доказательствах, разбивающих наголову аргументы отрицателей Холокоста. Есть опубликованные на русском языке впервые мемуары, ставшие ключевыми источниками в историографии Холокоста. И есть целый комплекс никогда до сих пор не издававшихся целиком документов, подготовленных советскими следственными органами, — показания и протоколы допросов.