20 октября 2021 года прошло первое заседание V серии университетского семинара «Что такое деятельностный подход в образовании». Оно было посвящено субъектности в образовании.
Основное направление дискуссии задал доклад одного из руководителей семинара — Игоря Реморенко, ректора МГПУ. Он рассказал о субъектности в контексте регулирования в системе образования. Для обсуждения были предложены следующие вопросы:
- понятие «субъектность»;
- вехи развития и «онтологии» субъектности;
- субъектность сегодня;
- регуляторы, регулирование и социальные институты.
Разрыв понимания субъектности в педагогике, по мнению докладчика, обозначил еще Георгий Щедровицкий:
«Внутри самой педагогики постоянно борются два течения. Одно течение рассматривает и трактует человека как носителя деятельности… как „пригнанный“ элемент систем деятельности… как того, кто должен эту деятельность „освоить“ и научиться правильно выполнять. С другой стороны, каждая педагогика мечтает о некоем „творческом“, нетождественном этой деятельности человеке, мечтает о человеке как субъекте развития, все время об этом приговаривает и все время пытается внутри самой себя сделать что-то, что противоречит ее основной функции».
Развивая тему, Борис Эльконин, главный научный сотрудник лаборатории проектирования деятельностного содержания образования НИИ урбанистики и глобального образования МГПУ, рассмотрел субъектность в фокусе обучения. Он упомянул «формулу» субъектности (Я — Мной) и рассказал о том, как устроена ситуация «явленности субъектности», связанная с вызовом преодоления. Субъектное начало действия мотивировано конфликтом интересного — требуемого — возможного (хочу — надо — могу). Изменение формы субъектности в интериоризации (формирования внутренних структур человеческой психики, посредством усвоения внешней социальной деятельности) подразумевает изменение предметности действия, переход от построения опор к испытанию поля действия. По своей сущности, говорит докладчик, субъектность — задача совокупного действия всех участников образования. В своем докладе Борис Даниилович ставит вопрос, в какой ситуации можно говорить о продуцировании, порождении субъектности педагога, тьютора, управленца?
Также участники семинара обсудили специфику проявления субъектности через учебную задачу, направленную на изменение смыслового поля действия. Активное участие в дискуссии приняли сотрудники МГПУ Татьяна Ковалева и Алексей Воронцов.
Запись семинара можно посмотреть по ссылке на официальном сайте семинара.