Top.Mail.Ru

«Современные родители — бульдозеры, которые расчищают ребёнку путь»

Прошло больше половины лета, и родители будущих первоклассников всё чаще начинают задумываться: насколько хорошо их дети готовы к школе? И как вообще измерить эту самую готовность? В эфире «Радиошколы» мы поговорили об этом с Юлией Родионовой — доцентом кафедры дошкольного образования Института педагогики и психологии образования МГПУ.

Оригинал материала опубликован на сайте mel. fm

В каком возрасте лучше отдавать ребёнка в школу

На мой взгляд, важно несколько абстрагироваться от биологического возраста ребёнка и посмотреть на то, насколько сам он готов к обучению в школе. И это прежде всего психологическое, эмоциональное, нравственно-волевое развитие. В конце концов, сформированное желание ребёнка учиться. К сожалению, сейчас родители при принятии такого очень серьезного для ребёнка решения исходят из каких-то своих удобств. Иногда предпочитают ещё на годик задержаться в детском саду, потому что по сравнению со школой здесь очень щадящий режим в первую очередь для самих родителей. Или же, наоборот, поступают в угоду каким-то своим амбициям, хотят иметь возможность сказать: «А мой пошёл в школу в 6 лет». И тем самым тоже пренебрегают пониманием того, насколько хорошо готов ребёнок к школе, нужно ли ему это именно сейчас.

Детские психологи, которые работают в образовательных, в дошкольных организациях, в школе, имеют достаточно богатый арсенал специальных диагностических методик, благодаря которым и определяют готовность ребёнка к школе. Они дадут рекомендации, чем можно позаниматься с ребенком летом, или посоветуют задержаться в детском саду.

Если у вас нет возможности обратиться к специалисту, то здесь я могу порекомендовать использовать следующие показатели:

Нормальное физическое развитие и координация движений — достаточно ли развита мускулатура у ребёнка, точность движений, готовность руки к выполнению таких мелких тонких движений — письма. Владеет ли ребёнок ручкой, карандашом, кистью и так далее.
Желание учиться — тоже очень важная вещь для детей предшкольного возраста. Как ребёнок относится к обучению, считает ли он это значимым делом, стремится ли к приобретению знаний? Или всё-таки интерес к школе у него скорее игровой, ему нравятся атрибуты школьной жизни: пенал, красивый ранец, портфель, школьная форма и вообще статус ученика как показатель некой взрослости. А на самом деле глубинный статус ученика ребёнок ещё не осознаёт.

Плюс ко всему проявление самостоятельности ребёнка, владение приемами умственной деятельности. Ну, например, насколько хорошо ребёнок умеет обобщать какие-то понятия, классифицировать предметы, дифференцировать их по группам: животные, растения и так далее.
Умеет ли он вступать в общение с детьми, со взрослыми, не пугает ли его чужой, посторонний взрослый. Ориентировка в пространстве, на листе бумаги и так далее.

На что еще обратить внимание перед школой

Я бы порекомендовала родителям обратить внимание на следующее: как ребёнок выражает свои эмоции, как себя ведёт в общественных местах. С психологической точки зрения ребенок 6−7 лет уже должен управлять своими желаниями. И следует уделить особое внимание дошкольнику, если он может прилюдно устроить скандал в магазине.

Посмотрите, как ребёнок реагирует на проигрыш в какой-то игре: домино, ходилки, где есть победитель. Если ребёнок сердится, обижается, раздражается из-за проигрыша — это нормально. Но если он после этого отказывается от продолжения игры, уходит, замыкается в себе, то это говорит о том, что ребёнок нуждается в помощи. Ему нужно показать способы, как с такой досадой можно справиться.

Нужно посмотреть, как ребёнок понимает ваши словесные инструкции. Не одношаговые («Убери за собой игрушки», «Принеси что-то»), а инструкции, которые имеют несколько этапов. Если ребёнок запоминает только первое действие и последнее, а всё, что было между ними, он теряет, то в школьной жизни у него будут трудности. Он, скорее всего, не будет успевать за учителем, за классом.

Посмотрите, чем занимается ваш ребенок в свободное время. Это только игры?

Всё-таки в предшкольном возрасте у детей появляется познавательная активность. Есть ли моменты, когда на 15−20 минут ребёнок откладывает игрушки и берёт книгу, рисует или решает ребусы? Здесь как раз у ребёнка формируется усидчивость и концентрация внимания. Это говорит о внутренней сформированности, готовности к обучению в школе. Если этого нет, то нужно предлагать ребенку такие занятия.

Некоторые родители начинают жаловаться и говорить: «Он такой ленивый!» Но дошкольник и лень — это два несовместимых понятия! Если он говорит: «Давай не будем, давай завтра», — это значит, что ему, скорее всего, просто сложно и он не хочет оказываться в ситуации неуспеха, умственного напряжения. Он нуждается в гораздо большей помощи, чем вы ему оказываете.

Иногда родители считают, что если ребёнок пошёл в школу, то домашнее задание — это уже его самостоятельный труд. Но нет, ему пока рановато. Не надо выполнять что-то за него, подсказывать ему какие-то решения, но организовать выполнение домашнего задания нужно. Подсказать, как обустроить рабочее место, помочь отрегулировать свет, разложить учебники, предложить сесть за занятия. В первом классе это обязанность родителей.

Почему дети перестали быть самостоятельными

Проблема минимальной самостоятельности — это не проблема детей. Из человека, который сопровождает ребёнка по жизни, современные родители превращаются в бульдозер, который просто расчищает сыну или дочке жизненный путь. Давайте ребёнку возможность самостоятельно что-то делать! Это очень важно, потому что школьная жизнь очень регламентирована. Крайне важно прийти в школу и самому быстро переодеться, переобуться. На одежде обязательно должны были вешалки, мешок для сменной обуви должен быть большим. И еще очень важный момент: настройтесь на то, чтобы портфель ребенок привык собирать с вечера, потому что утром на это времени не останется.

Что же касается педагогических ошибок в воспитании: бывает, ребёнку предоставлено слишком много времени для самого себя. И в результате процесс развития внимания у него задерживается, его привлекают лишь яркие материалы. И он, не успев доделать одно дело, вдруг переключается на следующее. Некоторые мамы жалуются: «У меня дома огромное количество незавершенных рисунков или каких-то поделок». А все потому, что у ребёнка нет радости от завершённой работы.

Родителям, которые замечают за своим ребёнком такое поведение, нужно взять любой незавершённый рисунок и предложить его доделать. Иначе у ребёнка закрепляется негативный паттерн поведения: не получается — брошу. А ведь вся школьная жизнь будет связана именно с преодолением таких умственных трудностей и получения от этого удовольствия.

Очень важно даже маленькие успехи ребёнка радостно приветствовать. Важно показывать, что они важны и вам, потому что ребёнок очень зависим от оценки взрослого (и это нормально).

О медленных детях. Когда мы говорим о врожденных особенностях нервной системы, то мы в первую очередь имеем в виду соотношение процессов торможения и возбуждения нервной системы. Влияет и темперамент ребёнка: есть флегматики, меланхолики — им никогда не угнаться за сангвиниками и холериками.

Ещё медлительность характерна для детей с левшеством. Тут уже взрослым нужно подстраиваться под такого ребёнка, а ни в коем случае не торопить.

Нужно ли тестирование перед школой

В современных реалиях нейропсихолог воспринимается как некий волшебник и маг. Он взмахнёт палочкой, и все проблемы исчезнут. Я с большим уважением отношусь к труду нейропсихологов, но в массовом их посещении необходимости не вижу.

Кому можно рекомендовать таких специалистов? Это дети, у которых наблюдается какая-то зеркальность, особенно это становится очевидным, когда детей начинают знакомить с буквами и цифрами. Некоторые буквы алфавита обладают симметричностью («м», «о», «н»), и с ними всё хорошо. А другие буквы имеют чёткую центральную ось («я», «р», «с») — и их некоторые дети долго и упорно пишут в зеркальном отражении. Это может насторожить.

Или при обучении письму наблюдается некоторое застревание ребенка. Например, он по нескольку раз пишет одну и ту же букву в слове или целый слог повторяет несколько раз. Это тревожные звоночки, и в этом отношении действительно лучше обратиться к нейропсихологу. Потому что что может предложить педагог? По нескольку раз упражняться и переписывать. Это, конечно, неэффективно, приводит и к утомлению, нежеланию ребёнка учиться.

Важен ли социальный опыт детского сада

Я придерживаюсь мнения, что детский сад — это самая лучшая площадка для социализации детей. Хотя не так уж плачевно всё складывается для тех, кто в сады не ходит. Действительно, в крупных городах есть огромная сеть психолого-развивающих центров, детских клубов, секций, кружков, которые посещают дети. После них нахождение в классе не является взрывной социализацией. Но в то же время есть ряд нюансов. Обычно в первом классе от 27 до 30 детей. В группах детского сада аналогичная ситуация. В то время как студия или кружок — это 10−15 детей, а если больше, то родитель задумывается: нужен ли такой кружок? Плюс ко всему взрослый, перед которым не 30 детей, а 10, прислушивается к каждому ребёнку больше. Кроме того, педагог в студии имеет и финансовую заинтересованность в вашем ребёнке. Ему важно, чтобы все дети посещали его занятия. В детском саду ситуация не такая тепличная и более приближенная к школьным реалиям — и это хороший опыт для ребенка.

Полную запись интервью с Юлией Родионовой слушайте здесь. Разговор прошёл в эфире «Радиошколы» — проекта «Мела» и радиостанции «Говорит Москва» о проблемах образования и воспитания. Гости студии — педагоги, психологи и другие эксперты. Программа выходит по воскресеньям в 17:00 на радио «Говорит Москва».


Персоны



Ольга Грибкова стала победителем конкурса «Золотые Имена Высшей Школы»


22 ноября 2024 г.


Художественный руководитель студенческого концертного хора «Контраст» Ольга Грибкова стала победителем номинации «За преданность профессии и продолжение традиций российской высшей школы»

Круглый стол «Перевод и переводчик: современные реалии и перспективы»


21 ноября 2024 г.


12 ноября на кафедре китайского языка состоялся круглый стол «Перевод и переводчик: современные реалии и перспективы»