Формируем культуру оценивания: ИСМиТО МГПУ на ММСО
Школьная отметка должна обретать смыслы, а школьные четверти уходить в прошлое — 6 октября в рамках ММСО 2021 прошёл дискуссионный клуб «Оценка за четверть или за содержание? Новый взгляд на систему оценивания», который собрал более 80 офлайн- и 700 онлайн-слушателей.
Вместе с модератором дискуссии, директором ИСМиТО МГПУ Олесей Лукашук, представители учительского, родительского, психологического и управленческого сообществ обсудили проблемы оценивания и кейсы их решения.
Запустив обсуждение просмотром ролика об истории школьного оцениванию, эксперты перешли к живому диалогу.
Ирина Патрикеева, заслуженный учитель РФ, директор ГБОУ «Школа Глория» указала на важность утверждения единых подходов к оцениванию, а также напомнила о его воспитывающем эффекте:
«Школа — первый социальный институт, который оценивает образовательные результаты ребёнка, и оттого ей особенно непросто. При этом проводимый учителем контроль — не только его функционал, но и формируемый навык, который помогает ребёнку стать успешным в любой деятельности».
Ольга Галузина, заместитель председателя Городского экспертно-консультативного совета родительской общественности при ДОНМ отметила важность информационной и просветительской работы с родителями:
«Для современных родителей значимы не отметки детей, а уровень и качество их образования, вероятность построения запланированного ребёнком и семьей профессионального пути, а также прозрачность оценивания».
Алексей Володин, учитель ГБОУ ИШТ, победитель конкурса «Школа самых классных классных — 2021» обратил внимание на эмоциональную составляющую отметочной системы обратной связи:
«Для классных руководителей особенно актуальна проблема напряженного к концу четверти психологического состояния школьников, пытающихся экстренно повысить средний балл».
Кандидат психологических наук Ольга Шалина напомнила, что оценивание должно быть бережным, но также нельзя забывать о его развивающей функции:
«Адекватность эмоциональных реакций в том числе на оценки — это во многом результат нашей педагогической работы, но и ответственность родителя. Отметка за академические результаты может быть низкой, однако оценка работы ребёнка, его стараний и перспектив — поддерживающей».
Продуктивная дискуссия невозможна без поиска совместных решений, а также их обсуждения — во втором блоке встречи Олеся Лукашук представила 3 нововведения в электронном журнале МЭШ. Так, в 2021/2022 учебном году для учеников и учителей 5-х классов станет доступной работа с описанием планируемых результатов изучения каждой темы. Для всех же участников образовательного процесса будут введены универсальные формы контроля, а также инструмент тематического оценивания, который станет медиатором между учителем и семьёй.
Дискуссия получилась живой и содержательной благодаря вовлеченности не только экспертов, но и слушателей. Особенно ценно, что коллеги делились своим опытом — представители управленческой команды ГБОУ «Школа № 2030» рассказали о своей практике не четвертного, а тематического оценивания, которую успешно реализуют на протяжении последних лет.
Своими мыслями по итогам обсуждения поделился директор ГБОУ Школа № 1945 Сергей Астахов:
«Для меня эта дискуссия очень важна, так как я 25 лет в образовании, из которых 20 занимаюсь безотметочным обучением. Вижу, как трудно даются все изменения, как непросто вдохновить учителей, ведь традиционно мы ставили отметки. Замечательно, что Институт обратил на это внимание и постепенно фокус смещается. В то же время мы должны доносить эту идею до коллег, учить их, показывать на практике, давать инструменты. Вижу, что эта работа начата, и надеюсь, будет только продолжатся.»