После того, как в Пермском университете 18-летний Тимур Бекмансуров расстрелял своих сверстников и педагогов, без проблем проникнув на территорию вуза с легально полученным им оружием, в который раз возник вопрос: как бороться с подобными проявлениями в будущем и что можно было бы предпринять уже сейчас. «Комсомольская правда» обратилась за комментарием к ректору МГПУ, бывшему заместителю министра образования Игорю Реморенко.
— В Пермском университете юный одиночка расстрелял студентов и преподавателей. До того были казанская школа, прежде керченский колледж — можно ли подобное предотвратить?
— Мы, конечно, тоже над этим думаем. У нас есть специальная магистерская программа по безопасности в образовании. Наша позиция в то, что здесь целый клубок проблем, требующих изучения. С одной стороны — унылая обыденность консервативного образования, отсутствие героики и игнорирование мотивов обучающихся. Это приводит к срывам и вызывает неконтролируемую агрессию. С другой стороны — огромное количество недообследованных детей, неэффективность психологических методик. Тут нужны и исследования, и действия на уровне политики образования.
— А конкретные меры?
— Подобное трудно предотвратить наверняка. Но знать примеры подобных трагедий, типовые правила реагирования, уметь быстро реагировать, взвешивать все «за» и «против» — этому необходимо учить.
— Необходима система?
— Да, ясная система действий, которая ориентирует всех участников университетской жизни на возможные подобные угрозы.
— Например, как в Америке?
— В США, где с этим столкнулись ещё в середине прошлого века, есть государственно-общественная программа, которая называется «Беги. Прячься. Борись». Она небесспорна, но сейчас продолжает действовать.
— Всего три шага?
— Да, как говорят наши учёные — «ориентировочная основа действий» в чрезвычайной ситуации. Главная идея, — очень внятно и чётно научить действовать всех, кто преподаёт или учится в вузе. Сначала объясняется, как и куда бежать. Если убежать невозможно — как надо прятаться. Не можешь спрятаться — готовься к противостоянию, к отпору агрессора. Это достаточно лаконичная, но в вузах последовательно внедряющаяся программа.
— У вас в том числе?
— Мы проанализировали международный опыт и подготовили несколько роликов на этот счёт. Помимо обучения специалистов считаем, что сейчас всех надо об этом предупреждать, нельзя замалчивать. Люди должны знать возможные «рецепты поведения».
— А усиление систем внутренней безопасности в вузах?
— Это необходимо, но система внутренней безопасности — она, увы, не панацея. Нигде — ни в США, ни в России, ни в Азии. В той степени, в какой мы усиливаем процедуры безопасности, злоумышленники думают, как их можно обойти. Но умению быстрого реагирования в чрезвычайных ситуациях учить необходимо.